А подарок-то ненастоящий!

12 Январь 2022 533
В праздничные дни люди более расслаблены и легче поддаются на провокации мошенников. Фото: Анны Кадниковой
В праздничные дни люди более расслаблены и легче поддаются на провокации мошенников. Фото: Анны Кадниковой

В новогодние праздники многие из нас ждали чуда и подарков. Увы, детство осталось позади и на смену Деду Морозу пришли мошенники, готовые пообещать доверчивым гражданам любые блага. В частности, в праздничные дни в мессенджерах стали распространяться сообщения о раздаче подарков от крупных банков и сетевых магазинов. Таким образом мошенники пытаются выведать у граждан данные их банковских карт.

Злоумышленники используют бренды банков, чтобы коммуницировать от их имени через мессенджеры: они направляют сообщение об оплате некой подписки с карты кредитной организации, для отмены которой сотруднику необходимо назвать данные «пластика» и код из СМС.

На самом деле эти сведения подтверждают неправомерное списание денег - настоящие банки и сервисы не рассылают информацию о совершённых платежах в мессенджерах.

Одна из наиболее опасных схем обмана для клиентов банков - реклама новогодних и рождественских акций и подарков от имени кредитных организаций, поясняют эксперты.

Через соцсети мошенники распространяют ссылки на поддельные банковские сайты, где якобы для получения презента требуется ввести номер карты и мобильного телефона, а также одноразовый пароль подтверждения операции. Этой информацией злоумышленники могут воспользоваться для вытягивания денег со счёта.

Ещё один распространённый сценарий мошенничества, который применяют аферисты в праздники, - выманивание денег через фейковый сайт брокера. В декабре многие россияне получают премии, и некоторые считают, что вполне можно направить их на инвестиции. Именно поэтому злоумышленники связываются с жертвой и убеждают её перевести средства на «брокерский счёт», на самом же деле человек перечисляет деньги на карту или электронный кошелёк физлица.

«Лаборатория Касперского» также обнаружила мошенническую скам-схему, действующую под видом новогоднего розыгрыша призов от крупных российских ретейлеров.

«Для того чтобы получить щедрое вознаграждение, пользователь должен пройти небольшой опрос - якобы для повышения качества обслуживания в магазинах», говорится в сообщении компании.

При этом уточняется, что в одних рассылках мошенники предлагают выиграть до 500 тысяч рублей, в других - до миллиона. Чтобы стать участником «новогоднего розыгрыша», россиянам предлагают ответить на простые вопросы, а также разослать сообщение об акции нескольким контактам. Таким образом схема охватывает большее число людей.

На последнем этапе мошенники просят жертв перевести один рубль за доступ к базе данных розыгрыша. Так как сумма символическая, жертвы довольно часто идут на это, а у мошенников появляются данные их банковских карт, позволяющие им украсть намного больше.

Как отметила старший контент-аналитик Татьяна Щербакова, злоумышленники, рассчитывая на невнимательность пользователей, зачастую маскируются под известные бренды.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.