Мы достойны лучшего

Как на полуострове издеваются над архитектурой

27 Октябрь 2021 393

Крым - это прежде всего море, горы и солнце. К нам едут за отдыхом на пляжах, при этом хотят получить отличный сервис, пользоваться современной инфраструктурой. И со всем этим в Крыму есть сложности. Более того, за семь лет у нас не появилось нормальных набережных. То проекты не такие, то реализация хромает. Недавно набережную показали даже в Джанкое, но лучше бы не показывали. Мы поговорили о проблеме обустройства территорий у моря с Кириллом Бабеевым, архитектором, профессором Международной академии архитектуры (МААМ), председателем Симферопольской организации Союза архитекторов Республики Крым.

Кирилл Бабеев.

- Как вы оцениваете реконст­рукцию набережной в Джанкое? Вы были недовольны, если я не ошибаюсь, в чём причина такого качества выполнения работ на ваш взгляд?

- Довольно странно было увидеть на сайте администрации города фотографии якобы на 91% завершённых работ по благоустройству первого этапа, на которых выполнено лишь щебёночная подготовка и фонари отвратительно странной формы.

Под этапом в строительстве понимается термин, определяющий реализацию части проекта в определённых границах с возможностью полноценной его эксплуатации.

В действительности мы видим подготовительные работы, далёкие от полноценного завершения, которые уж никак нельзя называть практически завершённым этапом. Давать этому адекватную оценку не представляется возможным.

- Мне кажется, это довольно типичная ситуация. Почему-то на полуострове халатно относятся к таким работам.

- Да, подобные процессы мы наблюдаем практически во всех городах Крыма. Основная причина, на мой взгляд, кроется в нежелании или неумении городских администраций правильно выстроить процесс благоустройства от создания концепции до реализации.

В городах, как правило, благоустройством занимаются специалисты сферы ЖКХ, должность «главный архитектор» отсутствует, либо её занимает человек без профильного образования, не понимающий, как правильно организовать ход работ по формированию среды. Вследствие этой некомпетентности, города пропускают низкокачественные проекты (которые и проектами, как в данном случае, назвать сложно), реализуемые зачастую сомнительными подрядчиками.

Союз архитекторов Крыма в моём лице, в лице моих коллег не раз предлагал свою помощь в процессе создания проектов благоустройства общественных территорий. Лишь несколько объектов в Симферополе нам с коллегами удалось спасти от подобной плачевной участи. Мы разработали своими силами концепции нескольких важных общегородских пространств: площадь у ДКП, сквер Потёмкина, сквер на Москольце, сквер у гостиницы «Москва», которые были реализованы на приемлемом уровне. Но это было, скорее, исключение из правил.

В результате тендеров проекты благоустройства, как правило, выполняются фирмами-однодневками, зачас­тую без профессиональных архитекторов в штате. Отсюда и низкое качество документации. Далее все процессы замыкаются на подрядчика, выполняющего строительно-монтажные работы.

А его основная задача заключается в экономии и собственном заработке, из-за чего всегда страдает качество работ и благоустройства в целом.

- Что можно сделать в таком случае? Как изменить такое положение дел?

- В первую очередь в Совете министров, профильных министерствах, администрациях городов и населённых пунктов должны понять: чтобы провести качественное благоустройст­во, нужен в первую очередь по-настоящему качест­венный проект (обязательно концепция и проектная документация), который должна создавать группа профессиональных архитекторов, наделённая правом авторского контроля на всех стадиях реализации. Но, к сожалению, такая постановка вопроса становится определённым персоналиям малоинтересна, поэтому не рассматривается. Надеюсь, в скором будущем к чиновникам придёт прозрение, и к процессу благоустройст­ва будут привлекаться исключительно профессионалы.

- Но если вернуться к набережным, как вы считаете, как профессионал, какие могут быть общие принципы создания таких территорий?

- Вода - это один из важнейших городских ресурсов. Поэтому отношение к набережным во всех городах должно быть особым, не типовым. Вне зависимости от того, река это или море, набережные должны осуществлять в первую очередь рекреационную функцию, быть аккумулятором общественной жизни города. Они должны быть непрерывными, связанными и общедоступными, многофункциональными и эстетически привлекательными. Очень важно, чтобы эти территории в процессе благоустройства не теряли свои природные черты, и особое внимание при их формировании уделялось озеленению. Набережные должны транслировать идентичность города, его историю, раскрывать и подчёркивать природные особенности региона.

Я рад, что несколько лет назад, согласно разработанной нами концепции, удалось воплотить реконструкцию набережной реки Салгир в Симферополе. Мы постарались сделать её максимально тактичной к первоначальному проекту 1984 года. Получилось осовременить объект благодаря предложенному дизайн-коду, использованию новых материалов: специальному инновационному ремонтному составу стен русла реки, нестандартной бетонной плитки с гранитной крошкой, вкрап­лением натуральной брусчатки в качестве тактильной составляющей, современному освещению. Мы сделали набережную в разы доступнее, превратили все ступени и перепады на протяжении движения в наклонные пандусы, кое-где расширили пешеходный транзит и создали недостающие связи.

Мне бы хотелось верить, что люди в кабинетах, принимающие решения, всё-таки поймут всю плачевность ситуации с благоустройством в крымских городах, населённых пунктах и осознают необходимость привлечения к процессам формирования среды профессиональных архитекторов и подрядчиков, имеющих положительный опыт. В противном случае, жители городов Крыма будут продолжать довольствоваться второсортной, низкокачест­венной средой за большие деньги.

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.