Сто лет республике

О Кр.С.С.Р. и судьбе её лидеров

19 Октябрь 2021 1589
Чтобы почти столетие назад почта, в том числе наша газета, быстрее доставлялась на Южный берег, Москва передала в Крым шесть автомобилей.
Чтобы почти столетие назад почта, в том числе наша газета, быстрее доставлялась на Южный берег, Москва передала в Крым шесть автомобилей. Фото из открытого источника.

Нынешний статус для Крыма (за исключением Севастополя, города федерального значения) не в новинку - в 1918-м, на полтора месяца, полуостров стал Советской Социалистической Республикой Таврида. А сто лет назад - Автономной Крымской Советской Социалистической (иногда упоминали Крымская Автономная Социалистическая Советская, или проще Крым ССР, Кр.С.С.Р.). Мы уже рассказывали, благодаря кому появилась республика, что говорилось в первой Конституции, как выглядели герб и флаг, насколько тревожной была молодость нового региона и трагичными судьбы её руководителей. За два межвоенных десятилетия, от Гражданской до Великой Отечественной, у нашей автономии сменилось 4 руководителя Крымского Центрального исполнительного комитета (КрымЦИК) и 4 - Совета народных комиссаров. Причём каждого из них вначале однопартийцы возвысили, а потом низвергли: шестерых из восьми - расстреляли, один умер через несколько месяцев после вынесения приговора о 10 годах в лагере, ещё одному удалось выжить на каторге, но подхваченный там туберкулёз сделал своё дело. А Крым, между тем, при этих руководителях постепенно возрождался после революционно-гражданско-военного буйства.

На пути к юбилею

В октябре 1941-го наша республика планировала отметить 20-летний юбилей с момента создания, у её руля тогда стояли местные крымские татары, судьба которых, в отличие от положения предшественников, была чуть благополучнее. Абдул Джелаль Хайрулла Менбариев - с 1937-го глава ЦИК Крымской АССР, через год - председатель новосозданного президиума Верховного Совета республики (в том числе в эвакуации на Кавказе), депортирован с полуострова вместе с другими крымскими татарами в мае 1944-го. Совет народных комиссаров (СНК) возглавлял Исмаил Сейфуллаевич Сейфуллаев - с ноября 1942-го, в эвакуации, по май 1944-го, когда депортирован с полуострова вместе с народом, а до него правительство с 1937-го возглавлял Мемет Ибраимович Ибраимов, сменивший позже пост председателя СНК на мандат депутата Верховного Совета СССР первого созыва.

И хотя при них на полуострове тоже сделано немало, но всё же возрождение богатства Крыма происходило при иных руководителях: Юрии Петровиче Гавене, Вели Ибраимове (о них мы уже рассказывали), Мемете Исмаил Кубаеве, Ильясе Умеровиче Тархане - главах Центрального исполнительного комитета, Сахибгарее Саид-Галиеве, Османе Абдул Гани Дерен-Айерлы (о них также рассказывали), Эмире Бекировиче Шугу и Абдураиме Абдурамановиче Самединове - руководивших Советом народных комиссаров. В том, что в январе 1934-го нашу республику наградили первым орденом Ленина, есть не только заслуга всех крымчан, но и этих руководителей. И среди всех трудностей того периода мы вспоминаем добрые мгновения, о которых писала тогда наша газета, «Красный Крым», - орган ЦИК и СНК республики.

Десять лет региона

Год 1922-й, первый в истории республики, созданной осенью 1921-го. В разгар массового голода в сёлах дают крохотные хлебные пайки, а в городах появляются «столовые для трудящихся с удешевлёнными ценами», где можно было по карточкам получить «Шрапнель» - суп с присутствием жира, чай с сухофруктами и раз в неделю - котлеты, ради них ловили черноморских дельфинов. В Керчи и Симферополе появляются детские дома - санатории для беспризорников, на обед им дают макароны, что уже ежедневно выпускает макаронная фабрика, бывшая «Петрушко». В Ялте от Массандровского источника протянули водопровод, а в Симферополе начали планировать устройство канализации.

Год 1923-й. Возрождение полуострова продолжается: одна за другой открываются трудовые артели ремесленников, впервые после революции и Гражданской открылась грязелечебница в Мойнаках, а в Симферополе - трудовая сберкасса, промышленный банк и пункты ликвидации безграмотности, где азбуку начали учить взрослые. А в августе Крым отправил в Москву лучшие табак, фрукты, вино, шерсть, лекарственные травы, чистокровных крымских лошадей и баранов, виноград, продукцию местных возрождаемых предприятий, что в иные времена поставлялась к двору императора, - первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которой у республики был свой павильон.

Год 1924-й. Почтовики полуострова получают от Москвы новые автомобили, в Симферополе запустили трамвай, впервые прошедший по улицам десять лет назад, в этот раз дизель для пуска электростанции привезли из Ленинграда. А вот в селе Кокоз (ныне Соколиное Бахчисарайского района) жители сами купили динамо-машину для электрификации населённого пункта.

Год 1925-й. Декоративные изделия, созданные евпаторийскими, симферопольскими и бахчисарайскими кустарями, получают призы на Международной выставке декоративного искусства в Париже, а жители Советского Союза с восторгом добавляют в блюда крымскую розовую соль. В Симферополе ремонтируются тротуары и строятся дома «по последнему слову техники, с присоединением к канализации, водопроводу и электрическим сетям», а в Бахчисарайском районе запущено строительство Альминского водохранилища. Для детей появляется «Артек», а для крестьян - санаторий «Ливадия».

Год 1926-й. В Севастополе строится первый лесовоз «Товарищ Фрунзе», в Симферополе открывается телефонная станция, а «Артек», принимая группу немецких детей, становится международной пионерской санаторией. В столице республики для глухонемых создаётся клуб, для всех открывается венерологический диспансер, а в Феодосии появляется детское отделение в городской больнице.

Год 1927-й. В «моду» в Симферополе входят субботники - в первом, 15 октября, в городе высаживались деревья и наводился порядок во дворах и фабрично-заводских территориях, а в Саках в этот год открывается грязевая поликлиника. На Керченском полуострове, на поле фермы Камыш-Бурун, проводят опыты по выращиванию риса и хлопка, неподалёку, в Акташе (Белокаменка), устанавливают первые буровые вышки для добычи крымской нефти, а канал в Керченском проливе расширяют для пропуска крупных океанских судов.

Год 1928-й. В Симферополе началось создание Аянского водохранилища, а в Керчи - химического завода, коксовых печей и уже запущена новая консервная фабрика. Прославилась в тот год и консервная фабрика «Возрождение» (позже стала частью завода имени Сергея Кирова): её механик

А. (увы, имена многих героев того времени - неизвестны) Кузьмин изобрёл автоматический аппарат для ежеминутного наполнения 400 банок томат-пюре. Евгений Фёдоров с завода «Кость» (позже - «Пластмасс») придумал нож для вырезания пуговиц. Мастер Гершин с хлебзавода придумал, как отправлять в печь сразу 30 буханок хлеба, а мастера завода «Крымского машиностроения» (позже - завод Продмаш имени Валериана Куйбышева) усовершенствовали для хлебозаводов страны тестомес, сделав его полностью автоматическим.

Год 1929-й. Запущена первая домна Керченского металлургического завода имени Петра Войкова и стали появляться первые машинно-тракторные станции - всесоюзное усиление индустриализации и коллективизации.

Год 1930-й. На Керченском заводе уже вторая домна даёт первый металл, а под Севастополем построена первая в Советском Союзе ветряная электростанция. А ещё на полуострове развивается радиовещание, начинается перестройка и расширение дореволюционного шоссе Симферополь - Алушта - Ялта и создание Камыш-Бурунского железорудного комбината.

Год 1931-й. И вновь Керченский металлургический - запускается третья, самая мощная домна. В Саках открывается санаторий для ударников труда. А в целом на полуострове увеличивается число жителей - 760889 человек - послереволюционные и послевоенные трудности у региона, отмечающего десятилетие создания, преодолены.

Об остальных успехах, первом ордене республики и казнённых руководителях региона - в следующем номере.

В 1925 году в Ливадии открылся первый в мире санаторий для крестьян.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.