Толку нет, но есть намерения

Почему плохо работает общественный транспорт

15 Октябрь 2021 494
Даже не в час пик уехать общественным транспортом непросто - на остановках длинные очереди ожидающих. Фото: Анны Кадниковой
Даже не в час пик уехать общественным транспортом непросто - на остановках длинные очереди ожидающих. Фото: Анны Кадниковой

Целый месяц, по поручению главы республики Сергея Аксёнова, симферопольские власти наблюдали за работой общественного транспорта в городе. На этой неделе были объявлены выводы, сделанные по итогам рейдов, и озвучены меры, с помощью которых администрация планирует исправлять ситуацию.

В Крыму количество граждан, регулярно пользующихся общественным транспортом, постоянно растёт. По данным Крымстата, только за этот год число перевезённых пассажиров выросло на 26%. При этом автобусов и троллейбусов на дорогах становится меньше.

- К сожалению, много нарушений - их допускает практически каждый перевозчик на каждом маршруте, - констатирует глава Симферопольской администрации Валентин Демидов. - Не соблюдается режим работы, графики. Я лично встречался с перевозчиками - обсуждали причины происходящего. Поставлена задача нормализовать ситуацию в ближайшие сроки. Думаю, существующие сейчас проблемы будут коренным образом решены, когда мы проведём конкурсы на право осуществления пассажироперевозок.

Проведение конкурса с распределением городских маршрутов планируется завершить до конца ноября. По словам Валентина Демидова, конкурсную документацию составят таким образом, что перевозчики будут вынуждены выполнять условия муниципального контракта, а власти смогут их контролировать и влиять на работу транспорта. В случае нарушений будут приниматься конкретные меры - вплоть до расторжения договоров.

Интересно, что глава республики к идее о том, что конкурс решит все существующие проблемы работы общественного транспорта, отнёсся очень скептически. Это неслучайно: подобные конкурсы городские власти проводят регулярно. В частности, последний из них проходил в октябре 2018 года - тогда разыгрывались 22 симферопольских маршрута. В преддверии заключения новых контрактов городские чиновники обещают не допускать к работе недобросовестных перевозчиков, но ситуация не меняется. Причина проста: выгнать фирму-нарушителя из сферы общественных перевозок нетрудно, но кто займёт её место?

- Решением проблемы может стать увеличение доли муниципального общественного транспорта на городских маршрутах, - считает логист Казим Мустафаев. - Задача коммерческого транспорта - извлечение прибыли, задача муниципального - перевозка пассажиров. Частник работает только на доходных для себя маршрутах, выходит на линию тогда, когда это выгодно. В итоге графики движения не соблюдаются. Режим труда и отдыха водителей - тоже. Решить эти проблемы с помощью административного наказания невозможно - опыт Симферополя уже это показал. Поэтому самый действенный на сегодня способ повлиять на частных перевозчиков - создать для них конкурента в виде перевозчика муниципального. Однозначно, эта мера требует существенных затрат - опыт большинства российских регионов показывает, что муниципальный транспорт не только не приносит дохода, но и требует постоянных денежных вливаний из бюджета в виде дотаций. Однако, если власти действительно хотят обеспечить граждан качественной работой общественного транспорта, этот способ является оптимальным.

Между тем управление транспорта и связи Симферопольской администрации наконец составило график движения общественного транспорта, как того требовал Сергей Аксёнов. Расписание уже есть в интернете - скоро его развесят на остановках и в салонах маршруток и троллейбусов. Вот только смысл этого документа не ясен: в нём изложен только интервал движения, а не время (хотя бы примерное) прибытия машины к тому или иному пункту. Фактически, пассажиры и так знают, сколько им приходится ждать свой автобус. Кроме того, по некоторым маршрутам указанный в документе горадминистрации интервал движения достигает 60 и даже 90 минут. В принципе, можно было просто написать: «Ждите, пока не приедет».

Взгляд из редакции

Коммерциализация общественного транспорта (похожая ситуация в здравоохранении и образовании) - это путь в никуда, в тупик. Государство в лице местных исполнительных органов власти должно всё взять на себя, изгнав из этой сферы частный капитал. Да, транспортное обслуживание - отрасль затратная. Но мы для того и создаём государство, чтобы оно нас обслуживало: лечило, учило, защищало, перевозило…

Частник всегда будет думать только о собственной прибыли. Водитель муниципального предприятия, принятый на работу по конкурсу, обеспеченный хорошей зарплатой, фирменной одеждой, находящийся под жёстким контролем и боящийся потерять такую работу, будет трудиться во благо горожан и сельчан.

Елена ЮМАНОВА.