Куда катится общественный транспорт?

20 Август 2021 761
Старых маршруток в Крыму всё ещё много. Они одинаково плохо выглядят, звучат и пахнут.
Старых маршруток в Крыму всё ещё много. Они одинаково плохо выглядят, звучат и пахнут. Фото Александра КАДНИКОВА.

Несмотря на некоторую общую неустроенность, в мелочах жизнь на полуострове с каждым годом становится комфортнее. Благодаря щед- рой финансовой поддержке федерального центра модернизируются и благоустраиваются все сферы жизни крымчан. Но одна из них меняется крайне медленно и натужно: общественный транспорт, как был, так и остаётся источником уймы проблем и неудобств для граждан.

Дым, скрип и вонь

Справедливости ради нужно сказать, что определённые улучшения есть и в этой отрасли. Постепенно обновляется подвижной состав. По всему полуострову появляются достаточно эстетичные и комфортные остановочные павильоны. С боем и пробуксовками, но всё-таки заработала безналичная система оплаты проезда.
Но в то же время большая часть подвижного состава автобусного парка республики не выдерживает никакой критики. Перевозчики используют машины, которые ещё в украинские времена считались морально устаревшими. Корпуса таких автобусов на глазах рассыпаются в труху - перевозчики то и дело ставят на обшивку металлические заплатки, чтобы прикрыть дыры. Скрип тормозных колодок внушает ужас. А количество дыма, которым такие машины наполняют атмосферу? Между тем обновление перевозчиками подвижного состава являлось одним из основных условий повышения стоимости проезда.
«Уберите же, наконец, эти жёлтые некомфортные маршрутки. Сколько ни пиши, всё равно с их владельцами заключаются договора на перевозку. Старые автобусы дымят, кондиционеров нет, сиденья разваливаются, в салонах вонь», - такое обращение в Министерство транспорта РК опубликовал в социальных сетях симферополец Виталий Макаревич.
На данную жалобу незамедлительно отреагировали представители Симферопольской администрации: попросили уточнить номер маршрута, по которому ходят старые автобусы, и указать наименование предприятия-перевозчика. Складывается впечатление, что сотрудники управления транспорта и связи муниципалитета не в курсе, какую технику используют работающие в городе транспортные предприятия. Как бы то ни было, на жалобы горожан муниципальные чиновники ответили стандартной отпиской: «Управлением транспорта и связи ведётся работа с предприятиями-перевозчиками, направленная на поэтапное обновление подвижного состава. Частные перевозчики частично заменили старый подвижной состав. При подготовке новых конкурсных процедур на обслуживание муниципальных маршрутов обязательно указывается требование к возрасту техники».
- Автобусы перед выходом на линии полностью обрабатываются средствами дезинфекции, - комментирует санитарное состояние машин начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Анастасия Волкова. - В обеденное время, когда пассажиропоток уменьшается, водитель, доезжая до конечного пункта, проветривает салон, протирает поручни. За санитарным состоянием следит Роспотребнадзор и наше управление - ведём ежедневный контроль.

Когда хочу, тогда качу

Ещё одна беда - несоблюдение перевозчиками графиков движения. И если с нарушением интервалов между автобусами пассажиры давно смирились, то уход маршруток с линии по усмотрению водителей вызывает у людей справедливое негодование. Утром маршруточники не торопятся выезжать на улицы - ждут, когда начнётся час пик, чтобы одним махом заработать побольше. В итоге люди опаздывают на работу, учёбу, на приём к врачу и так далее. Вечером основная часть подвижного состава сходит с маршрутов в 20.00. В выходные дни ситуация ещё хуже: даже днём уехать проблема, что уж говорить о «неходовых» часах.
- Министерством транспорта РК проведено рабочее совещание с представителями администрации Симферополя и автомобильных перевозчиков: государственных и частных, - сообщают в ведомстве. - Перевозчикам указано провести служебное расследование на предприятиях и привлечь виновных в нарушении графиков движения к дисциплинарной ответственности.
Иными словами, никаких способов реально повлиять на соблюдение графиков движения общественного транспорта власти для себя не видят.

Не уехать

Ещё хуже дела с работой общественного транспорта обстоят в регионах. Жители сёл регулярно жалуются в Минтранс и главе республики на то, что перевозчики обслуживают пригородные маршруты, когда и как хотят. В итоге люди не могут выбраться в город или райцентр, чтобы, например, купить необходимое (во многих сёлах нет ни магазинов, даже гастрономов, ни аптек) или воспользоваться банкоматом - пенсию снять.
- В сторону села Азовского у нас ходят три маршрута, но в субботу и воскресенье уехать невозможно - у водителей выходные, - рассказывает житель Джанкоя Александр Чибизенко. - Оплату банковской картой водители принимать отказываются - требуют наличные. Неужели на таких перевозчиков не будет никакой управы?
Такое поведение перевозчиков часто объясняют тем, что им невыгодно обслуживать маршруты, на которых пассажиропоток слабый и нестабильный. Однако в курортных регионах полуострова, где летом желающих воспользоваться общественным транспортом хоть отбавляй, ситуация не лучше. Местные жители и гости жалуются на количество и состояние маршруток, курсирующих между курортными посёлками, на отсутствие кондиционеров в салонах, нарушение графиков.
- Наша транспортная инфраструктура летом справляется с большим трудом, - признаёт заместитель главы Ялтинской администрации Сергей Стрельбицкий. - Сейчас идёт обновление подвижного состава всего общественного транспорта, но не так быстро, как нам бы хотелось. Весной прошёл конкурс, победили четыре перевозчика. Они обязаны в ближайшее время заменить подвижной состав на новые автобусы, оборудованные кондиционерами, камерами, валидаторами, системой ГЛОНАСС.

Постепенное обновление

- Государство может и должно инвестировать в покупку транспорта. Что касается частников, приоритет по маршрутам отдаётся перевозчикам, которые обновляют подвижной состав, - заявляет глава республики Сергей Аксёнов. - В целях создания конкуренции на рынке транспортных услуг и улучшения качества пассажирских перевозок комбинируем работу частных и государственных компаний. Частникам пытаемся помочь: готовы компенсировать из бюджета 25% стоимости новых автобусов. Но надо понимать, что обновление подвижного состава - дело небыстрое.
По данным Минтранса, на сегодня в Крыму обновлено 48% подвижного состава общественного транспорта. До конца этого года власти обещают заменить на новые ещё около 300 единиц автобусов и троллейбусов по всей республике. Всего в рамках соглашения с Москвой, на средства которой финансируется обновление подвижного состава, до 2023 года Крым получит 820 новых единиц общественного транспорта.
- Что касается графиков движения, главы администраций должны вникать в эти вопросы и регулярно давать предложения Министерству транспорта: сколько автобусов и на какие направления им нужно добавить, - считает Сергей Аксёнов. - Даже в самый маленький населённый пункт должен каждый день заходить общественный транспорт: утром ехать в одном направлении, вечером - обратно. Такого, что перевозчик сам снимает автобусы с маршрута или ещё как-то ограничивает транспортное сообщение, быть не должно. Понятно, что может не хватать водителей, но это задача главы администрации вовремя выявить проблему и найти решение.

Елена ЮМАНОВА.