Как избавиться от свёклы по 100 рублей?

26 Июнь 2021 370
Анатолий Репецкий.
Анатолий Репецкий.

Почему на полуострове не хватает своих овощей? Почему к нам приезжают китайцы и начинают на наших полях использовать ядрёные химикаты, а мы не можем вырастить нужное количество огурцов и помидоров? Есть ли будущее у мелких хозяйств? На эти и другие вопросы нам ответил Анатолий РЕПЕЦКИЙ, кандидат сельскохозяйственных наук, бывший главный агроном колхоза им. В. И. Ленина Раздольненского района, главный агроном района, фермер.

- Уборочная кампания проходит отлично, в этом году мы должны быть с хлебом. Однако только им сыт не будешь, хорошо бы ещё овощи получить. Тем более что молодая свёкла стоит от 100 рублей за штуку, что многие считают запредельной ценой. Неужели на полуострове нет своих овощей?

- Раньше Крым и вся Украи­на, в составе которой он находился, были лидерами в производстве и потреблении овощей на душу населения среди всех европейских стран без исключения. Но дело не только в первенстве по валовому производству, а и в дешевизне этого ценнейшего, по мнению тех же медиков, продукта. Настолько дешёвом, что какая-то часть овощеводческой продукции нередко скармливалась сельскохозяйственным животным, например, птице или кроликам.

И в этом ничего удивительного: при средней цене в 10-15 копеек за килограмм овощи были самым доступным продуктом питания, и самое главное - эта цена была постоянной, она никогда не менялась, кроме как в сторону понижения в случае высокого урожая. В настоящее время цены на овощи растут с завидным постоянством, и эта тенденция, скорее всего, сохранится, несмотря на все наши увещевания и рассуждения.

- Возможно, проблема в воде? Раньше мы поливали огороды днепровской водой, дешёвой и в любом количестве. Теперь фермеры зачастую используют подземные источники, а это дорого. Возможно, поэтому у нас на прилавках стали появляться помидоры из Азербайджана и чеснок из Китая?

- В какой-то степени это верно, но речь сейчас не о том, что собственных овощей стало гораздо меньше, а привозные всегда дороже. Мы должны задуматься, почему на овощи постоянно растут цены, если все остальные факторы, определяющие объёмы их выращивания или доставки, скажем, за последние 3-4 года остаются неизменными. На это есть другие, не менее важные причины. Одна из них - отсутствие рыночной конкуренции. Раньше таким конкурентом был частный производитель, выносящий часть своей плодо­овощной продукции на рынок, тем самым снижая её цену. В отдельные годы индивидуаль­ный сектор, индусы, как его тогда называли, давал до 40% от общей реализации. У покупателя был выбор, но он исчез после объявления беспощадной борьбы со стихийной торговлей.  Основной упрёк стихийщикам - антисанитария. Но её последствия легко смыть водой из-под крана, так как частник выращивает для себя, и на рынок понесёт лишь излишки, поэтому червячков и жучков он руками, вместе с детьми и внуками соберёт, зачем же ядом самого себя травить, да и дорого это. А вот там, где большие масштабы, без химии не обойтись, там не только кипятком придётся мыть, там все пальцы соскребёшь, и то не поможет. Вот вам прос­той пример: на рынках уже появилась молодая морковь пучками, а ведь чаще всего при её выращивании вносят почвенные гербициды, есть её до истечения двухмесячного срока после их применения крайне опасно. А кто эти вещи контролирует в настоящий момент? Вместо того чтобы создать условия для частного сектора, его просто придушили в угоду торгующему, но ничего не производящему народу. Теперь нам следует вернуть на рынок частного производителя, который даст дополнительный сбор овощей, причём экологически чистых. И ещё, что более важное, - мы вернём народу утраченный ныне самый необходимый фактор здоровья - труд на свежем воздухе.

Естественно, дефицит воды в известной мере коснётся и частного овощевода, но преодолеть его помогут бочка или б/у ванна, стоящая под стоком дождевой воды на дачном участке или у жилого дома. Что-то польётся с дождиком и уже остальное - из-под водопроводного крана. Тем более что нехитрые приспособления для капельного орошения продаются в магазинах.

- Но ведь это естест­венный процесс, происходящий во всем мире: одни выращивают продукцию, другие её доставляют на рынок, третьи - реализуют.

- Согласен, но нам теперь необходим совершенно иной, радикальный подход к решению овощной проблемы. Для Крыма необходимы овощи собственного производства, причём в большом количестве. Наши фермеры, работающие на малом орошении, эту проблему решить не смогут, и дело здесь не только в дороговизне полива. Раньше вода в канале прогревалась солнцем, сейчас же из артезианских скважин она, кроме высокой минерализации, поступает довольно холодная, всё вместе вызывает стресс у овощей, резко снижающий их качество. Также интенсивный отбор подземных вод - довольно опасное предприятие. Следует помнить, что природа не терпит пустоты, для её заполнения у неё вокруг достаточно рапы из Сиваша и морской воды Чёрного моря.

Поскольку вопрос с Северо-Крымским каналом закрыт, то, возможно, нам следует обратить внимание на соседнюю, не столь уж отдалённую реку Кубань, имеющую сток 110 кубических километров в год. Если из неё взять воду для водоснабжения Феодосии и Судака, то на землях Ленинского района можно организовать овощеводческое хозяйство любых разумных размеров. Но для его действенности оно должно быть смешанным государст­венно - частным предприя­тием, без права повышать цену на продукцию. Если ему установить уровень рентабельности в 25%, что вполне достаточно для расширенного воспроизводства, то через пару лет оно превратится в высокоприбыльное хозяйство и станет снабжать овощами тот же Краснодарский край. Дополнительные доходы ра­зумному хозяину дадут повышение урожайности за счёт прогрессивных технологий и снижение затрат на выращивание. В перспективе возможна и собственная реализация, а самые дешёвые овощи - это поле-прилавок без промежуточных участников.

- Вы говорите о водоводе из реки Кубань, но зачем изобретать что-то новое, если Минсельхоз уже озвучил планы использования воды Салгира для выращивания картофеля и овощей на неограниченной площади.

- На первом плане здесь стоит водоснабжение наших городов пресной водой, что всегда крайне актуально. Итак, днём мы поим города, а ночью поливаем овощи, тем более что ночные поливы самые продуктивные. Что касается запруживания реки Салгир, то можно с уверенностью сказать, что это ничто иное, как смертный приговор для неё; она попросту исчезнет, как исчезла жизнь вдоль русла бывшего Северо-Крымского канала. Вместе с ним исчезли все обитающие там земноводные и пресмыкающиеся, мелкие и крупные грызуны, птицы, насекомые и растения; последними погибают тополя, бывшее украшение нашего пейзажа. А что Сиваш? Обязательно ответит: будет неуклонно возрастать концентрация соли, поскольку устранится сдерживающий столетиями столь пагубный процесс притока чистой воды. Теперь этот солевой концентрат примется поглощать плодородную поч­ву, превращая её в солевую пустыню. Конечно, этого нужно избежать. Для тех, кто не знает или не помнит: Крым, будучи суходольной областью до 1966 года, всегда находил в себе силы и ресурсы для решения продовольственных проблем полуострова. Во всяком случае, чеснок из Китая для него был нонсенс.

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.