Алексей Маклаков: Из прапорщиков - в полковники

4 Июнь 2021 1549
Алексей Маклаков на встрече со зрителями в Евпатории.
Алексей Маклаков на встрече со зрителями в Евпатории. Фото автора.

На экраны вышел первый российский кинокомикс «Майор Гром: чумной доктор», в котором приобретший известность и зрительскую любовь как прапорщик Шматко в сериале «Солдаты» заслуженный артист Российской Федерации Алексей Маклаков предстаёт в образе начальника главного героя, полковника Прокопенко.

- Сниматься в замечательной команде, которую собрал режиссёр Олег Трофим, было удовольствием, - признаётся Алексей Константинович.

К тому же, я, наконец-то, в начальники выбился. Командую главным героем картины майором Громом, которого играет молодой коллега Тихон Жизневский. В главной женской роли популярная актриса Любовь Аксёнова. Начинающие свой творческий путь Олег Чугунов, Александр Сутейкин и Сергей Горошко стали достойными партнёрами опытных коллег, у которых есть чему поучиться. Как, скажем, у Михаила Евланова.

- Это ведь не единственный «свежий» фильм, в котором увидим вас?

- Наконец-то сбылась моя мечта сняться в детском сериале. Счастьем и радостью стала работа в фильме «Дедушкина история». Я ещё не в том возрасте, чтобы называться дедушкой, хотя им уже стал: есть любимый внук Платон. Так что ощущение это мне уже знакомо, ничего придумывать не надо. Снялся в полнометражной русско-польской картине с рабочим названием «Мост», о том, как во время войны две воюющие стороны строили мост, по которому надо было переправлять раненых.

В сериале «Отпуск по собственному желанию», в криминальной комедии о жизни подростков «Мир, дружба, жвачка». Идёт работа над сериалами «Жена олигарха» и «Крюк» - на модную нынче спортивную тему. Словом, работы хватает, простоев нет.

- А ведь в актёры вы не собиралась?

- Это так. Самыми лучшими, самыми достойными для меня были и остаются медицина и педагогика. На людях этих профессий лежит огромная ответственность. Раздумывал, чему отдать предпочтение.

А приятели меня убеждали, что нельзя просто так дар свой загубить: они считали, если их смешу, то я прирождённый актёр. Поспорил с ними на два ящика вина, что провалюсь на экзаменах. Не провалился. Пришлось выставляться. А для себя решил, что это судьба.

- И как же родители отнеслись к вашему поступлению в театральный вуз?

- Отца я не знал, рос с мамой. Мне с ней повезло: разногласий никогда не было. Мама работала библиотекарем, поэтому вырос я среди книг. И видел своё будущее либо доктором, либо человеком, связанным с миром искусства. В 11-12 лет читал Золя, в 13 прочёл Солженицына и потихоньку осмысливал прочитанное. Мозг ребёнка пытался определить, где правда, где неправда. Мама не верила, что я стану знаменитым артистом или совсем уж плохим, скорее, что-то среднее. А уж что получилось, зрителям судить. У мамы уже не спросишь…

- Чем запомнился фильм, в котором вы впервые появились на экране?

- Первая моя картина - «Привет, малыш». Её хорошо оценили за границей. Я получил премию от Кофи Аннана, возглавлявшего ООН. А у нас был плохой прокат, потому что посчитали фильм жестоким.

Я играл человека с психическим расстройством, которого выбросили на улицу. Было такое время в начале девяностых. Сорокалетний мужчина с развитием 10-летнего ребёнка прибился к стайке детей, которые жили на вокзале.

И показана сложная гамма взаимоотношений психически нездорового человека с детьми. В конце концов он вдруг начинает многое понимать, оживать, дети его излечивают. Фильм очень тёплый. Он учит милосердию, которого, увы, нынче не так уж много.

- В каких картинах предпочитаете сниматься?

- В тех, где есть важная тема и литературное «обличье» - внятный сценарий. И чтобы слова, которые мы говорим, были приятны для зрителя.

Я такие называю фильмами для сердца. Среди них - «Солдаты».

- Насколько вы совпадаете по мироощущению, поведению со своими героями?

- Привычная, стандартная оценка человека из мира кино: если играет комедийные роли, он должен быть «укатайка» - и дома, в семье, и где угодно. Только появился - и хохочет, и все хохочут вместе с ним. Мне тоже так казалось. Оказалось наоборот: люди, которые играют смешных людей, в жизни довольно скучные, тривиальные и очень закрытые. Такой и я. Говорю это вам искренне. Я рад, что именно в нашей стране сохранена тяга к самым важным жизненным ценностям. Поэтому я могу играть смешного человека но бережно относящегося к таким ценностям, как любовь, дружба, верность. Если от моей игры люди улыбаются - я просто счастлив.

- Есть ли сейчас развитие советской школы в киноискусстве? Кого из молодых партнёров вы считаете самобытным, играющем в этом русле, интересным зрителям?

- Мне кажется, лучшая наша школа потеряна. И это страшная трагедия. Наступило время серости, взрастившее огромное количество однодневок. И фильмы, и актёры в них - посмотрел и забыл. То, что раскручивают телеканалы, смотреть просто невозможно. Потому что в подавляющем большинстве нынешних фильмов искренность, настоящие чувства подменены. Сами знаете чем. Молодым трудно себя проявить в такой, с позволения сказать, продукции. Есть, конечно, исключения. Мне посчастливилось сняться с Лизой Арзамасовой. Вот она существует в русле лучших традиций советской актёрской школы. Очень органичная, прекрасный партнёр, умница во всех отношениях.

- Для многих стало неожиданностью исполнение вами песен на сцене. Что подвигло на это?

- Я крайне редко использую возможность, как мне кажется нормальную, проявить себя в какой-то другой ипостаси, не привычной для зрителей. Попробовал, и, как мне кажется, не разочаровал слушателей. Исполняю простые, добрые, чистые песни. На открытии «Солнечного острова» впервые спел с Александром Балуевым. Аплодировали, надеюсь, не из вежливости.

- Сотрудничество с каким режиссёром стала незабываемым?

- С Бекмамбетовым в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре». Он, как мне кажется, истинный художник. Видит мир по-своему, цвета у него другие, другая форма, другое содержание. Он для меня один из самых ярких режиссёров, с кем довелось поработать. Ещё Олег Трофим, режиссёр первого фильма «Лёд» и картины «Майор Гром: чумной доктор». Очень талантливый. Мало нынче таких.

- Что вас больше потрясает - кино или театр?

- Театр частенько потрясает, а нынешнее российское кино всё больше трясёт. Слишком продюсерским стало. Ушла человечность. То, что необходимо любому из нас. Почему так «стрельнул» мой Шматко в «Солдатах»? Потому что это история маленького человека. А ничего не трогает больше зрителя, чем рассказ о таком же, как он. Если сделать это основой русского кино, зритель вернётся. Получающему 20-30 тысяч, неинтересно смотреть истории о тех, кто живёт не только на миллионы, но и на 200 тысяч. А в кино нынче именно такие герои. Надо считывать социальный слой, для которого работаешь, чувствовать условия, в которых живут люди. Но это моё мнение. Сам я всегда смотрю о любви. Это для меня главная ценность в жизни. И именно в таких картинах мне нравится сниматься. Как, скажем, сериал «Громовы». Я вырос на фильмах Бондарчука-старшего, Михаила Ромма и им подобных, которые давали понимание, ради чего жить. Сейчас больше угрюмого кино. Не хочу я сниматься в таком. У меня есть понятие актёрской чести. Фильм должен пробивать насквозь. Как, например, снятый моим товарищем Сашей Галибиным «Сестрёнка». Вот это кино! Очень доброе и тонкое кино.

- Когда вам предлагают роль, делаете ставку на неё, как на особо успешную?

- Никогда. Невозможно угадать, в какой прославишься. Помню разговор с Вячеславом Тихоновым незадолго до его ухода. Он с грустью заметил:

«У меня такой герой был в «Белом Биме»! А помнят меня только как Штирлица. И ничего не поделаешь. Судьба такая». Вот и у меня Шматко стал самым замеченным. А почему бы и нет? Не Гамлета же играть с моей внешностью.

- Вы не из тех, кто переезжает с фестиваля на фестиваль. А на евпаторийском «Солнечном острове» уже третий раз. Значит, видите в этом для себя смысл?

- Безусловно. Потому что это фестиваль семейного и детского кино, которое я люблю и как актёр, и как зритель. Смысл для себя вижу во встречах со зрителями. И с коллегами, безусловно. В общении рождаются новые общие идеи. Встречи со зрителями - это та обратная связь, которая актёру необходима. Нам ведь не только дифирамбы поют, но и дельные замечания делают, что очень помогает в работе. Мне, во всяком случае.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.