Платим. В реале и в сети

Разбираемся с правами покупателей

27 Май 2021 624
Сверяйте чек, не отходя от кассы.
Сверяйте чек, не отходя от кассы. Фото Александра КАДНИКОВА.

Ежедневно мы совершаем покупки - продукты, вещи, бытовая химия и прочие мелочи, без которых не обойтись. Покупаем не только в реале, лично идя в магазин или на рынок, но и в сети - благо, в интернете можно найти практически всё. И обмануться тоже можно: в реальности и виртуально, причём на деньги. Как быть в некоторых случаях, выяснила «Крымская правда».

«Дайте ещё…»

Если вы по старинке рассчитываетесь наличкой, то будьте готовы услышать от кассира-продавца эту фразу или, как вариант, «у вас не будет ещё…». В продолжении вам обещают дать «сдачу иной купюрой» и сетуют, что «мелочи нет», «кассу сдали» или просто «так удобнее» будет. Может, конечно, и правда это всё, и удобнее, но слишком велик в данном случае риск переплаты.

- Раз в неделю мы с дочерью ходим в магазин, чтобы затариться на будние дни, - рассказывает наша читательница Ольга Геннадьевна, - в этот раз набрали на 980 рублей, дали тысячу - сдачи получается 20 рублей. Но продавец сказала, что у неё нет мелочи: дайте 100, а я вам 50 сдачи. Так и поступили. И только дома, подсчитав, поняли, что нас накрыли на 70 рублей. Самое обидное, что чек не взяли, ничего не докажешь.

- Чек надо брать всегда, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - Он не только поможет узнать, по какой стоимости вам пробили товар, но и побороться за свои права, к примеру, как в этом случае или же при покупке некачественного товара. Хотя, скорее всего, в чеке у вас и была указана правильная сумма сдачи с 1000-й купюры, а то, что так получилось - либо недоразумение, когда и вы, и продавец просто забыли азы математики и не смогли правильно подсчитать, либо, увы, целенаправленное мошенничество. Помните, что давать какие-то дополнительные купюры, монеты, «если нет сдачи», вы не обязаны. Найти её и выдать вам - забота продавца-кассира. Точно также вам не могут отказать в продаже товара, если у вас нет мелких денег на него. Это уже нарушение и закона

«О защите прав потребителей», и Гражданского кодекса, обязывающего продавца-предпринимателя при наличии возможности предоставить товар потребителю. Побороться за свои права всё же стоило: как минимум обратиться к продавцу, не верит - к администратору или управляю­щему магазином, оставить претензию в книге жалоб, а, если надо, то потребовать просмотра записи с камеры видеонаблюдения (они есть в большинстве магазинов) или же проверки кассы. Не бойтесь в данном случае показаться навязчивым или мелочным.

И с картой бывает

Тем, кто расплачивается в магазине пластиковой карточкой, тоже не стоит расслабляться - обмануть при желании могут и в этом случае. Особенно, если карта у вас для бесконтактной (без введения пин-кода) оплаты, а продавец-кассир не подносит pos-терминал к вам, чтобы сами карту приложили.

- Покупал в маркете пиво, оплачивать хотел картой, но кассир, взяв её, попробовала провести, а потом сказала, что не прошло, «наверное, программа зависла», - рассказывает Максим. - Оплатил наличными, благо, нашёл в кармане, а потом, случайно, проверяя карточку, увидел, что оплачено мною было в том магазине - деньги списались со счёта. Получается. дважды заплатил за пару бутылок пива, хотя мог на эту сумму взять четыре. Мелочь, но неприятно.

- В этом случае излишне заплаченные деньги пошли мимо кассы, - комментирует юрист.- Если у вас не подключено банковское смс-информирование о расходах, то старайтесь хотя бы не передавать карточку посторонним, а сами подносите её к терминалу, чтобы убедиться: прошла оплата или нет. Если говорят, что не прошла, то требуйте документальное подтверждение отказа и обязательно чек пос­ле оплаты ещё и наличными: тогда через банк можно будет добится возврата излишне уплаченной суммы. Понадобится чек и его проверка и в том случае, если кассир случайно или специально не обнулил данные после предыдущего покупателя, особенно платившего наличными, его покупки можно зачислить к вам, а вы и не заметите, сколько денег снялось с карты. И обязательно сообщите обо всех покупочно-карточных инцидентах в магазин, хотя бы через книгу жалоб. Кстати, в ней надо не только указать суть претензии, но и свои контакты, чтобы и магазин (обязан это сделать в течение 5-15 рабочих дней), и проверяющие из Роспотребнадзора могли дать вам ответ.

Не довезли…

Большинство товаров уже давно легко и быстро заказывать через интернет, и это не только одежда, промтовары, но и продукты (в том числе, готовые блюда в кулинарии магазина или же в кафе, службах доставки). Однако и в этом случае бывают подвохи: попадание на деньги.

- Заказали много вкуснос­тей в одном из интернет-магазинов, - рассказывает Юлия, - а когда стали разбирать, выяснилось, что нам аж три позиции не привезли. Хотя всё было оплачено заранее - он-лайн. Написали продавцу, тот пообещал вернуть деньги, но уже месяц на счёт ничего не поступило.

У нашего читателя Артура иная проблема: доставку еды он заказывал через компанию, обещавшую блюда сразу из нескольких кафе, всё было оплачено, но заказ так и не привезли: повара не работали. Теперь они и компания-доставщик выясняют, кто должен вернуть деньги.

Во втором случае, претензию надо предъявлять тому, кто обещал доставку, по закону они называются агрегаторами. Деньги вы заплатили именно им, а уж они, после возврата вам полученной суммы за невыполненную услугу, пусть разбираются с поварами. Как пояснили в Роскачестве (www.rskrf.ru) это субсидарная ответственность, статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, дающая потребителю право вначале обратиться к кредитору, а уж тот должен предъявлять требования к основному должнику.

В первом случае, с возвратом денег за недоставленные товары явно затягивают - обычно, при обращении к продавцу, вопрос решается в течение 10 рабочих дней. Если решение затягивается или продавец не реагирует на просьбы, то, как советует Александр Борисов, замес­титель руководителя Роскачества, надо обращаться в Роспотребнадзор (они проведут проверку и предпишут нарушителю вернуть деньги, а возможно, ещё и заплатить штраф за просрочку) или в суд (если кроме заплаченной за неполученное суммы вы хотите потребовать компенсацию за моральный ущерб). Правда, чтобы доказать свою правоту и то, что оплаченный товар вам не довезли, надо сразу, в присутствии курьера, проверять доставленное. Если чего-то не хватает, то пусть в доставочном листе сделает пометку или же при курьере сразу перезвоните в магазин и предъявите претензию. Как вариант, старайтесь не покупать в сомнительных интернет-магазинах и, тем более, не оплачивайте там сразу: доставленный товар после проверки можно оплатить курьеру, как наличными, так и картой (заранее сообщите, чтобы взял pos-терминал для этого).

И не бойтесь показаться смешным или мелочным, предъявляя продавцам претензии в случае проблем с оплатой - закон на вашей стороне. Удачных покупок в реале и в сети.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.