Губернаторская память

30 Март 2021 763
Дмитрий Мертваго.
Дмитрий Мертваго.

Чуть больше сотни лет назад наша страна ещё называлась Российская империя, со множеством областей, губерний, генерал-губернаторств… В городах в честь руководителей своих регионов, отличавшихся добрыми делами, благодарные потомки называли улицы. Были такие и в Симферополе - центре Таврических области и губернии. Но сменилась политическая эпоха, новые власти изменили и названия, причём часто в честь тех, кто не бывал в городе, а вот местных созидателей позабыли. «Крымская правда» попыталась вспомнить людей, благодаря которым развивалась крымская столица. В выпусках за 9, 16, 25 февраля, 2, 10, 16 и 23 марта мы рассказали о судьбе Таврической области, появлении губернии, об императорских покровителях, о радетелях - генерал-губернаторах Екатеринославской и Таврической, Новороссийской и Бессарабской губерний, об областных правителях, о первом губернаторе и вице-губернаторе… Таврических губернаторов у нас 23, вице-губернаторов - чуть меньше, но имена последних даже не все известны, а уж улица названа была лишь в честь одного губернатора - сегодня, естественно, переименована - до 1924-го Лазаревская, в честь Петра Михайловича, стала Ленина, в честь Владимира Ильича. И общая для всех, Губернаторская, улица тогда тоже сменила название - Пролетарская.

Город развивается

После того как в 1802 году Симферополю возвращён статус губернского города, он постепенно стал развиваться: уже летом 1803-го открылись губернские присутственные места - правительство, состоящее из экспедиций, исполнительной и казённой; гражданский и уголовный суды, врачебная управа и приказ общественного призрения, ведавший учебными и лечебными заведениями, приютами, тюрьмами, госпиталями. Учебное заведение, правда, было одно - Симферопольское Малое народное училище, двуклассное, - ещё в 1797-м преобразованное из областного, созданного в 1793-м Главного народного училища. Доступно оно было для всех, хотя в реальности отдавать ребят могли более или менее богатые люди, мещане, купцы. Известно, что в 1808 году в училище было 53 мальчика и 3 девочки. Изучали дети закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию, рисование и иностранные языки. Занятия проходили в небольшом, в десяток комнат, одноэтажном здании, что подарил когда-то городу Дмитрий Лесли, сотрудник областной прокуратуры, племянник первого правителя области Василия Васильевича Каховского. Примечательно, что Малое училище было преобразовано из Главного, четырёхклассного, сразу после ликвидации Таврической области и превращения её в обычные уезды Новороссийской губернии, формальная причина «понижения» училища - недостаток финансирования. Недостаток его был и в первые годы уже Таврической губернии, училище оставалось Малым, но уже с 1 сентября 1806-го, когда получило ещё одного покровителя - училищный комитет Харьковского университета, на содержание ежегодно стали выделять по 1250 рублей (на сумму можно было купить 6 хороших коней). Это помогло и в 1809-м в старом здании появилось уже трёхклассное Симферопольское уездное (по нынешнему - районное) училище, а через четыре года там же открыли Таврическую губернскую гимназию. Сегодня на этом месте дом, занимаемый Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, по переулку Совнаркомовскому, 3. Кстати, раньше переулок носил имя ещё одного губернатора, правда, Екатеринославского, - Андрея Яковлевича Фабра, а в Крыму этот уроженец села Суук-Су под Феодосией был Таврическим губернским прокурором. Двухэтажное здание, построенное на месте бывшего училища, он завещал сиротскому приюту.
Один в детстве губернского Симферополя был в городе и госпиталь - военный, где лечились «нижние чины и рядовые губернской штатной роты». Но уже к лету 1805 года в Таврическом приказе общественного призрения изыскали сумму, чтобы «содержать по немноголюдству Симферополя больницу». Правда, денег на постройку не было, а потому по «словесному предложению губернатора» решено учредить её в здании госпиталя - «для лечения больных бедных и неимущих людей пятнадцати обоева пола душ». В Государственном архиве республики сохранился приказ: «Господину Симферопольскому городничему Мартынову предложить, чтобы осмотрел дом, в чём нужно его исправить, приискал для того мастеровых людей со всем их материалом». И 1 ноября 1807 года в здании бывшего госпиталя открыто «Богоугодное заведение, губернская земская больница - на 15 коек, с палатой на 5 психиатрических кроватей для призрения психически больных, безродных детей и богадельных». Сегодня здание известно симферопольцам как корпус психиатрической больницы имени Наума Исидоровича Балабана, бывшего главврача, патриота, казнённого фашистами в Великую Отечественную.
Земская больница зарождалась, а будущее уездное училище развивалось при втором Таврическом губернаторе Дмитрии Борисовиче Мертваго. С ним связано и учреждение в ноябре 1805 года «ежегодных ярмонок в Симферополе, Карасубазаре (Белогорск. - Ред.), Перекопе и Судаке - дабы умножить более промышленность и предоставить каждому по состоянию пропитание». А ещё сохранился в архиве «Отчёт министру внутренних дел империи о благоустройстве Симферополя за 1806 год». Губернатор докладывал, что «на сделание тротуаров от главных улиц к присутственным местам и поправление дороги по улицам отпущено 800 рублей. Весьма нужно сделать по всем улицам сие для пешеходов удобство».

Дмитрий Мертваго

Губернией он, как описывал краевед, товарищ председателя Таврической учёной архивной комиссии начала прошлого века Василий Павлович Ласковский, руководил с 26 декабря 1803-го по 28 октября 1807 года. Впрочем, на полуострове он был не новичок - за год до назначения на губернаторскую должность отправлен императором Александром Первым, по рекомендации министра юстиции Гавриила Романовича Державина, создавать на Перекопе Крымскую соляную часть, вскоре ставшую приносить государству до 500 тысяч рублей в год. Родился будущий глава нашего региона в Казанской губернии 5 августа (по старому стилю) 1760 года. В 13 лет пришлось побывать в плену - их дворянская семья оказалась неугодна предводителю казацко-крестьянского восстания Емельяну Ивановичу Пугачёву: отца мальчика казнили. Из-за раннего взросления Дмитрий Мертваго получил лишь домашнее образование, но университетские азы заменял любовью к чтению и желанием постичь что-то новое. Службу он начал в 15 лет в Преображенском полку, а в 21 стал прокурором в Оренбургской губернии.
В Крым губернатор вскоре перевёз и молодую жену - Варвару Марковну Полторацкую, они познакомились в Петербурге, а обвенчались в Тверской губернии, где у мамы жены Агафоклеи Александровны было имение. Дома для губернатора в Симферополе не было, приходилось жить в постоялых дворах, казённое ведомство решило исправить ситуацию - для Дмитрия Мертваго купили дом у учёного Петра Симона Палласа (он, кстати, с благоволения губернатора устроил виноградники в Судакской долине). Дом находился на месте нынешнего двухэтажного на улице Ленина, 15, - это здание было выстроено тоже для губернаторов в 1835-м по проекту Ивана Фёдоровича Колодина, а спустя четыре года и соседняя улица стала Губернаторской. Домик же приобретённый у учёного за 14 тысяч, был, согласно сохранившейся описи, «в 20 комнат, считая переднюю и сени; в двух флигелях, деревянном и плетневом, 13 помещений, в том числе кухня, каретный амбар, сарай, ледник, конюшня и помещение для прислуги. Дом с трёх сторон обнесён каменной стеной, а с передней стороны - каменным цоколем с деревянной балюстрадой. На противоположном фасаде главного корпуса и флигелях устроены галереи и коридоры». Очевидно, здесь родились первенец губернатора Николай, дочка Мария. Всего у супругов было три сына, ещё младшие Пётр и Дмитрий, и шесть дочерей - Елена и Надежда умерли маленькими, Екатерина, Софья, Варвара. Дмитрий Мертваго, кавалер ордена Святой Анны и Святого Иоана Иерусалимского, после Крыма одно время служил в Военном министерстве страны, был сенатором в Москве и возглавлял сенаторскую ревизию, разбиравшуюся со злоупотреблениями в Астраханской, Владимирской и Кавказской губерниях. А выйдя в отставку, жил в имении Демьяново в Подмосковье. Его не стало
5 июня 1824-го, любимая жена пережила бывшего Таврического губернатора на 21 год. Окружающие отзывались о них, как о красивой, доброй паре, умных, весёлых и благородных людях.
О других губернаторах, о сделанном ими для столицы, Симферополя, о жизни региона в XIX веке, «Крымская правда» расскажет в следующих выпусках рубрики.

Кстати

Ещё служа Таврическим губернатором, Дмитрий Борисович начал писать автобиографические «Записки» (по совету друга Гавриила Державина), в которых рассказал и об увиденных в детстве событиях, связанных с бунтом Емельяна Пугачёва, и об известных деятелях империи, с кем довелось служить Отечеству.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.