«Фонарная» реклама

15 Февраль 2021 438

Это в нынешние выборы, в том числе и те, в Госдуму страны, что состоятся в сентябре, агитаторы активно используют различные видеоэффекты, теле- и интернет-возможности, а вот сто лет назад с таким было трудновато. Приходилось для политагитации собирать по людям волшебные фонари, а кто не даст… В общем, 16 июля 1921-го наша газета, тогда «Красный Крым», опубликовала специальный приказ Революционного комитета Крыма (уже не Таврической губернии, но ещё и не автономии).

В 1921-м, весной, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР), в составе которой был и наш полуостров, проводились выборы депутатов IX Всероссийского съезда Советов. Но сбор (изъятие, временное) волшебных фонарей, изобретения голландца Христиана Гюйгенса, для проекции на экран изображения, проходил на полуострове для иных выборов - летних, в местные Советы. Волшебный фонарь, это, пожалуй, «дедушка» кинопроектора, только вместо плёнки изображение было на стеклянных пластинах. Изготавливать их можно было на любые темы, и даже скучный доклад, проиллюстрированный картинками фонаря, вызывал оживление. Большевики эту идею использовали с удовольст­вием, особенно с размахом «световая агитация» проходила в деревнях. В 1918-м на приобретение аппаратуры и кинофотоматериалов из бюджета РСФСР выделили почти 20 миллионов золотом, но видимо не хватало. И появилось в нашей газете распоряжение Революционного комитета Крыма от 15 июля 1921-го - «О волшебных фонарях». «Всем частным лицам, советским учреждениям, воинским частям, клубам, школам и прочим подведомственным Крымнаробразу учреждениям предлагается в двухдневный срок (выделено крупным шрифтом. - Ред.) со дня опубликования настоящего приказа сдать Уполномоченному чрезвычайной пятёрки по проведению передвижной агитации во Всекрымский фото-кинокомитет (Жуковского, 14) все имеющиеся в их распоряжении проекционные волшебные фонари для временного пользования в предвыборной кампании».

Наша газета часто публиковала приказы Ревкома.

И вроде бы ничего особенного в документе, за подпи­сями Предкрымревкома Полякова и Управделами Бугайского, нет. Только в последнем абзаце приказа чётко указано: «За неисполнение частные лица и лица, стоящие во главе учреждения, укрывающие волшебные фонари будут преданы суду Ревтрибунала».
И ослушавшихся реально судили, за такую, в общем-то, мелочь можно было получить до десяти лет лагерей с конфис­кацией и без права переписки   за неподчинение власти. Вот такая она «сила агитации».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.