Лариса Лужина: Благодаря Высоцкому жизнь будет долгой

15 Январь 2021 869

От приглашений посетить Крым Лариса Анатольевна никогда не отказывается. Она была среди участников киноконцерта «Товарищ кино» в Евпатории и Симферополе, трижды оценивала конкурсные театральные работы международного фестиваля античного искусства «Бос-порские агоны» в Керчи, встречалась со зрителями на Евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров». Была председателем жюри конкурсной программы игровых фильмов Всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир» в Керчи.

Жители и гости полуострова с удовольствием общаются с актрисой, которую называют легендой кинематографа.
- От этого слова веет древностью, - улыбается Лариса Анатольевна. - А я всего лишь из прошлого века, как большинство моих зрителей. Груза лет не чувствую, в новое столетие шагнула легко, даже не заметив «порога».
Воспоминаниям актрисе предаваться некогда, делает это только ради зрителей, которым интересна её богатая твор-ческая жизнь. Многие знают, что началась она с картины «На семи ветрах», где совсем ещё юной, студенткой, Лариса играла вместе с блистательным Вячеславом Тихоновым.
- Для меня этот фильм навсегда остался не просто первым, а любимым, - признаётся Лариса Анатольевна. - Моя Светлана, хозяйка дома на семи ветрах, жила в страшные военные годы любовью и надеждой. Мне, блокаднице, потерявшей в холодном голодном Ленинграде отца, бабушку, сестру, чудом выжившей, это не просто слова. Это жизненные ориентиры. Потом я снялась ещё в шести военных картинах простым солдатом. И только один раз повезло: в фильме по сценарию Марины Попович «Небо со мной» про лётчиков-испытателей дослужилась до полковника авиации.
- Фильм «На семи ветрах» имел такой успех, что вас даже выпускали с ним на кинофес-тивали в разных странах в годы «железного занавеса». Благодаря этому вы ведь и стали героиней песни Владимира Высоцкого «Она была в Париже»?
- Да, но долгое время все думали, что это посвящение Марине Влади. Почему-то никому не приходило в голову, что она написана за год до знакомства Володи со знаменитой француженкой, которая, к тому же жила в Париже, поэтому как можно о ней сказать «была в Париже»? Я не собиралась опровергать, к тому же мне песня не понравилась, показалась насмешливой, а я в ней - какой-то легкомысленной барышней.
- И как же раскрылся ваш «секрет»?
- Режиссёр картины «Вертикаль» Станислав Говорухин постарался. Мы ведь именно на этой его картине встретились с Володей, и в свободное от съёмок время он расспрашивал меня о поездках за границу, где ему очень хотелось побывать. После наших разговоров с ним песня и появилась. И на чей-то вопрос лет через 15 после выхода фильма, когда Володи уже не было, Станислав Сергеевич сказал, как есть: Ларисе Лужиной.
- После этого и начались расспросы о ваших взаимоотношениях с автором песни? Ведь там было такое откровение: «Наверно, я погиб: глаза закрою - вижу./ Наверно, я погиб: робею, а потом/ Куда мне до неё - она была в Париже»...
- Ну да. Приходилось признаваться, что романа между нами не было и быть не могло: я тогда была замужем за кинооператором Алексеем Чардыниным, а они с Высоцким дружили, и он часто бывал у нас в гостях. После нашего расставания с Алексеем мы с Володей встречались очень редко, а песня, кстати, мне давно нравится. Её сейчас слушают мои внуки, надеюсь, будет слушать поколение правнуков, и так я ещё долго буду жить благодаря Владимиру Семёновичу. И картина «Вертикаль» живёт и будет жить благодаря тому, что в ней прозвучали и тут же стали известными специально для этого фильма написанные альпинистские песни:
«О друге», «Вершина», «Военная песня», «Прощание с горами», «Свои обиды каждый человек». Только «Скалолазка» в картину не вошла.
- «И сам Марсель Марсо ей что-то говорил!» - секрет раскроете, что же говорил вам знаменитый французский мим?
- Ничего не говорил, потому что я с ним знакома не была. Высоцкий увидел у меня фотографию с французским актёром Бернаром Блие, на которой он мне что-то шепчет на ухо. И превратил в песне Блие в мировую известность: Марсо - легче укладывалось в стихотворный размер.
- Съёмки в «Вертикали» были в удовольствие?
- Конечно! Снимали всё на натуре в Кабардино-Балкарии - Баксанская долина, ущелье Адыл-Су, ледник Шхельда. Красота неописуемая! «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем./ И только немного завидуешь тем, /Другим, - у которых вершина ещё впереди».
Мы ведь по-настоящему ходили в горы, как альпинис-ты. Снимали мы на высоте три тысячи метров, жили в палатках, продукты нам доставляли вертолётом. Однажды профессиональные альпинисты обратились к нам за помощью, нужно было вытащить людей из-под камнепада. Глядя на наше снаряжение, они решили, что мы спортсмены. И мы помогли спустить пострадавших. После этого случая и появилась Володина песня «О друге».
- Зрители старшего поколения привыкли, что играете обычно простых женщин - деревенских, военных. И вдруг - светская дама в «Исполнении желаний». Кто так резко поменял ваше амплуа?
- Светлана Сергеевна Дружинина. Это была её дип-ломная работа по роману Вениамина Каверина о ленинградском учёном-литературоведе 20-х годов. Картина с криминальным уклоном.
Я играю жену сына знаменитого профессора, одну из участниц попытки продать ценнейшую архивную коллекцию учёного. Моего мужа играет Иннокентий Смоктуновский. Вообще вся компания была замечательная: Евгений Лебедев, Николай Ерёменко, Наталья Бондарчук, Евгений Жариков, Юрий Назаров, Владимир Носик. Кстати, параллельно с этой картиной в другом павильоне «Мосфильма» я снималась в картине «Жизнь на грешной земле» в роли продавщицы сельского магазина, которая достаёт селёдку руками из бочки и упаковывает в газету. Я прибегала, быстренько преображалась из продавщицы в светскую даму, переодеваясь из грязного халата в роскошный наряд. Вот только руки продолжали пахнуть селёдкой.
- С каким чувством приезжаете в Крым?
- Лёгкости от приятных воспоминаний. Здесь и съёмки были, и фестивали. Помню, как Вячеслав Тихонов на одном из фестивалей повёл меня в дельфинарий. Он дружил с тренером этих замечательных животных, и мы целый час в перерыве между сеансами для зрителей плавали с этими очаровательными созданиями. Мне было страшно, а Слава был счастлив. Я впервые видела его таким весёлым, открытым, по-мальчишески бесшабашным. С годами начинаешь всё больше ценить слова Виктора Бокова: «И все-таки жизнь - это чудо. А чуда не запретишь. Да здравствует амплитуда - то падаешь, то летишь».
- Что вас согревает в жизни?
- Семья, в которой три замечательных внука - сыновья сына Павла. Внимание зрителей, их желание встречаться со мной. Зрители заряжают актёров своей энергией, они - лучшее лекарство! Поэтому каждую встречу я заканчиваю «гариком» Игоря Губермана, который мне очень нравится: «Утучняется плоть, испаряется пыл, годы вышли на медленный ужин. И приятно подумать, что я всё-таки был, и кому-то бывал даже нужен…».

Досье

Народная артистка РСФСР Лариса Анатольевна Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.
В кино снимается с 1959 года. Во ВГИКе училась у Сергея Герасимова. Известность и любовь зрителей ей принесла главная роль в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Среди наиболее известных фильмов, где снималась актриса: «Вертикаль», психологическая мелодрама «Главный свидетель», героико-приключенческая картина «Золото», спортивная драма «Гонщики», мелодрама «Настенька», киноповесть «Небо со мной», «Четвёртая высота». Среди многочисленных призов и наград - «Золотая ветвь телевидения ГДР», медаль «За трудовое отличие», орден Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства. В театре не только играет, но и поставила спектакль «Театральный анекдот». Недавно актрисе вручили золотую статуэтку Ирида Российско-британского сочинского кинофестиваля за выдающийся вклад в развитие киноискусства.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.