Вечно дорогой

12 Январь 2021 737
Некоторое время цены на бензин в Крыму оставались стабильными, но, похоже, это ненадолго.
Некоторое время цены на бензин в Крыму оставались стабильными, но, похоже, это ненадолго. Фото Александра КАДНИКОВА.

Первая новогодняя неделя завершилась нефтяными рекордами. Мировые цены на энергоноситель поднялись выше $56 за баррель впервые с февраля 2020-го. Правда, столь высокая ставка продержалась на бирже всего несколько минут, однако в среднем чёрное золото за неделю успело подорожать на 6-7%. Такая динамика, несомненно, хороша для российской экономики в целом, но многих граждан куда больше волнует шкурный вопрос: как рост биржевых котировок на нефтяную смесь отразится на розничной стоимости бензина?

Прежде всего нужно отметить, что несмотря на рост нефтяных цен, наблюдаемый с начала года, эксперты не спешат говорить о восстановлении рынка энергоносителя. Аналитики полагают, что вводимые во многих странах карантинные меры и рост производства нефти в США в ближайшее время скорректируют стоимость чёрного золота до $40-45 за баррель.
Что касается цен на бензин, в прошлом году, несмотря на резкое падение нефтяных котировок на мировом рынке и уменьшение стоимости горючего в ряде стран, в России оно, напротив, подорожало. По данным Росстата, стоимость топлива в рознице с 1 января 2020-го прибавила 2,4%. Справедливости ради следует вспомнить, что определённое подешевение бензина наблюдалось и у нас, но по сравнению с другими странами, скорее, символическое - на 0,18% в апреле и на 0,01% в мае, свидетельствуют данные Росстата. Зато летом рост цен ускорился. В июне они поднялись на 0,76% к предыдущему месяцу, а в июле - на 0,9%.
В Независимом топливном союзе подорожание связывают с действием демпфирующего механизма.
- Российские власти ввели его в последние годы, для того чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, - поясняет экономист Михаил Слаповский. - Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топ­лива становятся выше цены на внутреннем рынке страны, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если, напротив, внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет. Уровень нулевого баланса - примерно $50-55 за баррель. В итоге в условиях падения цены на нефть на мировом рынке демпфер стал работать в качестве налога. При поставке топлива на внутренний рынок нефтеперерабатывающие заводы должны были дополнительно платить в бюджет довольно большие суммы. Весной их размер доходил до 20 тыс. рублей за тонну горючего.
Если бы не демпфер, считают специалисты, в прошлом году можно было бы ожидать снижения цен на бензин в России на 5-8%. Однако каждая тонна, отгруженная на внут­ренний рынок, оказывалась убыточной. Был даже риск, что заводы просто остановят производство топлива.
Как бы то ни было, сейчас цены на нефть выросли, а курс рубля к доллару при этом почти не укрепился.
В результате экспорт бензина становится для отечественных нефтекомпаний куда более выгодным, чем продажа горючего на внутреннем рынке. Кроме того, из-за налогового манёвра в январе снизилась пошлина на нефть и нефтепродукты. Под влиянием этих факторов ожидается рост оптовых котировок, а значит, и ощутимое подорожание бензина в рознице не за горами. Не говоря уже о том, что с начала года на 4% были проиндексированы акцизы, что также скажется на росте цен.
- С начала 2021 года демпферных компенсаций может оказаться недостаточно, поскольку их параметры корректировались ещё в середине 2019-го при совсем других условиях и не отвечают текущей рыночной ситуации, - констатирует маркетинговый исследователь Евгений Темновой. - В результате с ростом внешних котировок демпфер отстаёт от реальных цен на рынке, и вместо получения компенсаций нефтяники сами вынуждены платить в бюджет, неся убытки.
Однако такое мнение разделяют далеко не все специа­листы. Некоторые из них полагают, что спровоцированная коронакризисом стагнация запустила необратимые изменения структуры топливно-энергетических ресурсов в мире. В числе прочего, толчком к ним стала зелёная повестка и политика стран Евросоюза по увеличению доли возобновляемой энергетики в энергобалансе государств. Это, полагают аналитики, приведёт к падению экспортных цен на российский бензин.
- В России действуют три индекса, которые являются базовыми для оценки стоимос­ти нефти и нефтепродуктов, - уточняет кандидат экономических наук, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления Тамара Сафонова. - Помимо биржевых и внебиржевых индексов, на стоимость топлива на внут­реннем рынке влияет индекс экспортной альтернативы. Он ориентирован на мировые цены с учётом действующего в России налогообложения и стоимости транспортировки. Биржевая стоимость бензина на данный момент выше, чем индекс экспортной альтернативы. Таким образом, реализация продуктов на внутреннем рынке более выгодна, чем на экспорт. Исходя из этого, скорее всего, сильного повышения цен ожидать не стоит.
Даже если подорожание будет, считают эксперты, оно не превысит темпы роста потребительских цен и останется в пределах инфляции. Поскольку топливный рынок в России конкурентный, независимые игроки, даже если им это невыгодно, будут держать цены на стабильном уровне, чтобы не потерять клиентов.

Елена ЮМАНОВА.