Денег нет, и нет товара

Что делать, если интернет-магазин не доставил покупку

10 Декабрь 2021 692
После введения QR-кодов многим покупателям и продавцам пришлось уйти в интернет-торговлю. Фото: Анны Кадниковой
После введения QR-кодов многим покупателям и продавцам пришлось уйти в интернет-торговлю. Фото: Анны Кадниковой

На фоне пандемии коронавируса рынок интернет-торговли в России растёт взрывными темпами. После введения QR-кодов, без которых невозможно посещать торговые центры, эта тенденция лишь усилится. Ещё больше продавцов и покупателей уйдут в сектор электронной коммерции, у которого есть масса очевидных плюсов и столько же минусов. К примеру, что делать покупателю, если продавец не доставил ему приобретённый в интернет-магазине товар? Несколько рекомендаций на этот счёт дали в Роспотребнадзоре.

Договариваемся и жалуемся

Первое, о чём вам стоит помнить в этой неприятной ситуации, так это о том, что закон на вашей стороне. Любой договор купли-продажи, предполагающий предварительную оплату товара, должен содержать условие о сроке его передачи потребителю. Если товар не передан в срок, то вы вправе потребовать либо возврата денег, либо предоставления товара. При этом если срок доставки был оговорён устно, то данная обязанность выполняется в разумный срок или в течение 7 дней со дня напоминания покупателя, что разумный срок истёк. Воспользуйтесь своими правами и побеспокойте продавца телефонным звонком или электронным письмом, возможно, ситуация разрешится в считанные часы или дни.

«Если устные переговоры не привели к результату, необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией. Форму претензии вы можете найти в сети Интернет или воспользоваться шаблоном, который размещён на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (zpp.rospotrebnadzor.ru). При этом постарайтесь объяснить продавцу свою проблему и решить вопрос, ссылаясь на ваши договорённости и российское законодательство», - советуют в Роспотребнадзоре».

Кроме того, многие интернет-площадки предоставляют возможность разрешения спора через специальные сервисы. Если проблема случилась с российским интернет-магазином, то потребитель может воспользоваться площадкой сервиса НОТА - независимое объединение товарных агрегаторов (https://nota-claim.ru/). Это площадка, где можно сообщить о купленном в интернете поддельном товаре. Она создана участниками-агрегаторами eBay, Price.ru, Wikimart, Товары Mail.Ru и Яндекс.Маркет.

Если интернет-магазин является участником Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), то спорную ситуацию можно урегулировать при помощи сервиса подачи обращений по адресу.

Отдельные общественные организации также принимают на безвозмездной основе в рассмотрение жалобы на интернет-магазины. К их числу относится «Горячая линия Рунета» Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) (заявление можно подать по адресу).

Кроме того, такие обращения рассматривает Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива».

Помощь банка

Если покупка оплачена банковской картой, но продавец в установленный срок не передал товар, не выходит на связь или уклоняется от общения, держатель карты может обратиться в кредитную организацию с просьбой вернуть деньги по спорной транзакции. Дальнейшее разбирательство проводит банк и платёжная система.

Суд с вами

Если решить проблему с продавцом не удалось, но закон на вашей стороне, помните, что обращение в суд в 8 случаях из 10 приводит к положительному результату. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом любой продавец в сети Интернет должен предоставить покупателю информацию о своём адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании. По итогам исследования общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ), 86% продавцов добросовестно соблюдают требования о раскрытии информации о себе. Поэтому обращайте внимание на информацию о продавце ещё в процессе изучения его ассортимента. Она может вам понадобиться, если продавец окажется не вполне добросовестным и с ним придётся судиться.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.