«Планшет» в панамке

25 Ноябрь 2021 415
На планшет похоже мало…
На планшет похоже мало… Фото автора.

Чуть больше месяца остаётся до Нового года, и постепенно всех охватывает покупательский ажиотаж: подарки, подарки, подарки. Учитывая ситуацию, многие предпочитают выбирать и покупать, не выходя из дома: через интернет, с доставкой до двери, ближайшего пункта выдачи или почтового отделения. А мошенники уже давно навострились в предвкушении лёгкой наживы, размещают в сети свои рекламные объявления, предлагая что-нибудь удивительно-уникальное по смешной предпраздничной цене. И так красиво всё оформлено, так завлекательно рассказано, что руки сами тянутся оформить заказ. Так поступила и наша читательница Алла Владимировна из Симферополя, решившая порадовать племянника, давно просящего планшет. Только вот «планшет» тот оказался в миленькой голубенькой панамке, годящейся разве на кукольную голову. Точнее, техники в посылке не было вовсе, только шапочка и толстая связка картона. И это всё за чуть больше четырёх тысяч.

«Успейте взять!»

Реклама в одной из соцсетей была ненавязчивая: просто время от времени слева от странички появлялось изображение планшета с комментарием о супермощности.

- Я всё косилась на неё, помня о желании племянника, но думала, что как обычно не меньше 10 тысяч стоит, а это, увы, не по карману, - рассказывает читательница. - И вдруг новая строчка в рекламе: успейте взять за 1990 рублей! В общем, рискнула, зашла по ссылке, а там так красиво всё расписано: и экран нормальный по размеру, и мощность, и память оптимальная. Цвет можно выбрать, а в подарок ещё и чехол-клавиатура идёт, которая сама по себе тысяч шесть в магазине стоит. И отзывы о товаре хорошие, с фотография­ми счастливых владельцев. Особенно понравилось, что не только для игр можно использовать, а ещё и работать на нём, рисовать, графика, как раз то, что нравится племяннику.

А внизу рекламы часы тикают - до конца акции осталось столько-то. Для заказа надо было просто написать имя, фамилию, город и номер телефона. В общем, попробовала.

Читательницу не смутило, что никакого юридического адреса и прочих контактов продавца указано не было, только индивидуальный налоговый номер частного предпринимателя с Урала. Зато порадовало, что доставку обещают через почту и наложенным платежом - то есть, оплата по факту получения, ничего заранее платить не надо.

- Перезвонили примерно через полчаса, слышимость была, правда, не очень, но это тоже не смутило - мало ли какие помехи на линии, - продолжает Алла Владимировна. - Девушка попросила подтвердить заказ, ещё раз подробно рассказала о возможностях планшета, о подарке - чехле-клавиатуре и возможности выбора цвета, даже для неё. Потом сказала, что есть два варианта - 1990 рублей - китайская версия, а 2990 - уже европейская версия, полностью адаптированная для России и для Крыма («Вы ведь из Крыма? Для этой версии санкции не действуют, а вот китайскую придётся перепрошивать в сервисном центре»). Я подумала, что перепрошивка будет дороже тысячи рублей, поэтому согласилась. А потом согласилась взять «всего за 550 рублей» беспроводные наушники, стилус (палочку специальную, чтобы не пальцем по экрану водить) и карту памяти на 64 ГБ - по отдельности ведь всё это гораздо дороже стоит, а здесь акция.

Доставку оплачивать должен покупатель, по тарифам почты рассчитали до ближайшего отделения (уточнив при этом домашний адрес), - ещё 650 рублей вышло. Плюс комиссия за наложенный платёж, но это уже почтовый сбор, чтобы сумму покупки перечислили отправителю.

В общем, посылочка на 4250 рублей оказалась, но, как утешила себя читательница, «за такую сумму и столько вещей хороших». Все данные сказала, заказ оформили. Через пять минут снова перезвонили - уже другая сотрудница, службы доставки, ещё раз уточнила адрес, сказала, что отправляют посылку завтра, идти, по нормативам почты, будет примерно неделю. И ещё порадовала, что «как только заказ будет получен, на номер телефона покупателю придёт бонус - 600 рублей». В общем, «кругом выгодно». И опять не смутило читательницу, что продавец с Урала звонил по городским номерам Москвы.

Посылка доставлена

На следующий день, как и было обещано, пришло сообщение, что посылка отправлена. В счастливом ожидании и предвкушении, как порадует ребёнка, Алла не заметила, как пролетела неделя. Каждый день заходила на сайт почты, чтобы по полученному трек-номеру видеть, как идёт доставка. И вновь не смущало, что отправили из Москвы, а предприниматель-продавец был зарегистрирован на Урале. Новое сообщение: посылка доставлена в почтовое отделение. Квитанция из почтового ящика, паспорт - бегом на почту.

- Заполнила квитанцию, оплатила сумму покупки и комиссию наложенного платежа, - продолжает читательница. - И сотрудница почты вынесла небольшую коробочку, перетянутую синим скотчем с изображением машины и надписями доставка. По весу нормальная, как и должен быть хорошо запакованный планшет с аксессуарами, порадовало, что указана объявленная ценность - полная сумма покупки, значит, продавец, кстати, имя, фамилия и адрес (по факту потом оказалось, что такого дома на улице в Москве нет вообще. - Ред.) указаны, ничего не скрывает…

А потом был шок! Когда в коробке вместо подарка оказалась толстая стопка картона и крохотная голубая панамочка. Стала женщина звонить по тем номерам, включился тональный режим, играла музыка, а потом сбросили. И так несколько раз. В итоге безответные звонки продавцу стоили читательнице почти 150 рублей со счёта телефона. Естественно, положенный «подарок в 600» ей никто не прислал. Поделившись наболевшим с коллегами, узнала наша читательница, что не одна она такая жертва мошенников. Одна собеседница тоже заказала «планшет», сразу три - на подарки внукам, а получила всё тот же картон и детские шапочки, вторая же коллега только собиралась пос­ле работы идти «за посылкой». Не пошла, узнав о содержимом, а уже следующим утром получила смс-напоминание: срочно заберите заказ. Дальше больше: смс-ки стали приходить регулярно, с угрозами, что если не заберёт, то продавец обратится в суд. Рассылка шла с какого-то короткого номера, на звонки продавцы не отвечали. Испуганная и вымотанная женщина всё же забрала свою «картонно-шапочную посылочку». Испугалась угроз, ведь сумма, которую через суд собирался вытребовать у неё продавец, превышала стоимость посылки в 30 раз.

- В общем, попали мы с коллегами на эти покупки, - вздыхает Алла Владимировна. - Оказывается, мошенники даже таким способом уже зарабатывают. Вы напишите в газете, чтобы другие были бдительнее. А то ведь у них опять реклама с акцией, и праздники скоро - о подарках будут думать люди…

Вот такие случаи бывают, учтите это, уважаемые читатели, когда решите что-то приобрести вне обычного магазина, где можно пощупать и проверить. Удачных покупок.

По закону

На самом деле, подобные «акции продажи» в интернете - излюбленный способ заработка у мошенников. Создать страницу рекламы, заключить договора на её размещения (всё официально, не будут же, к примеру, владельцы соцсетей проверять товар у каждого рекламодателя, договор есть, всё оплачено, легально, не противозаконно).

- Совершая покупки через интернет, надо, по возможности, убедиться, что продавец - честный человек, - комментирует юрист Ольга Воронцова. - Обязательно должны быть указаны адреса, телефоны (проверьте заранее, есть ли такие в регионе). Постарайтесь найти отзывы о продавце - возможно, кто-то уже покупал товар и оставил своё мнение. Учтите, что нетребование предоплаты не всегда гарантия честнос­ти, ведь заказывая товар наложенным платежом, проверить содержимое можно обычно только после оплаты. При этом честные продавцы, даже оформляя заказ с оплатой наложенным платежом, предоставляют возможность проверки до неё - это сразу оговаривается. Если не устраивает товар, можно вернуть, оплатив только транспортные расходы.

Как пояснили нам в «Почте Крыма», у них по правилам посылки с оплатой наложенным платежом вскрывать можно только после полной оплаты. Так что в этом случае читательницы бы всё равно попали на деньги, даже вскрыв на почте оплаченную посылку и увидев содержимое, вернуть стоимость не смогли бы.

- Мошенники знают это и активно пользуются, - продолжает юрист. - Но и покупателям надо знать, что по закону о защите прав потребителей, от товара, купленного в интернете, по телефону, то есть дистанционным способом, можно отказаться в любое время до его получения, - статья 26.1. То есть, можно просто не прийти и не забирать посылку, это и будет отказ. По истечении срока хранения её просто отправят обратно. Как вариант, можете всё же пойти на почту и написать официальный отказ - тогда отправят раньше. Можете и честно оплатить транспортные расходы - это единственное, что вы по закону должны дистанционному продавцу при отказе от товара. Но можно и не платить: запомните, что никаких угроз и исков на огромные суммы быть не может. Вы должны только за пересылку. Мошенники просто запугивают - кстати, это уже повод призывать их к ответственности (сохраните записи разговоров и смс-ки с угрозами).

В реальности даже транспортные расходы аферисты с вас вряд ли потребуют, ведь тогда покажете, что прислали в посылке вместо обещанного. Это уже их нарушение, и статей закона о защите прав потребителей, и кодексов Российской Федерации - Гражданского и Уголовного. Мошенникам это не надо. Будьте бдительны и не доверяйте сомнительным объявлениям, даже с хорошими скидками на товар.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.