Гостей встречать некому

23 Ноябрь 2021 904
Для привлечения поваров, горничных и официантов многие отельеры перешли на вахтовый метод и повысили зарплаты в среднем на 50%. Фото: Анны Кадниковой
Для привлечения поваров, горничных и официантов многие отельеры перешли на вахтовый метод и повысили зарплаты в среднем на 50%. Фото: Анны Кадниковой

Налоговые поступления от туристической отрасли Крыма по итогам сезона-2021 по сравнению с прошлым годом выросли на 60%, а по отношению к 2019-му сумма сборов больше на 40%. По данным Минкурортов республики, только от предприятий туристической сферы за десять месяцев в бюджет поступило 3,5 млрд. рублей, а мультипликативный эффект от смежных с туризмом отраслей составляет 25-30% совокупного дохода региона.

От развития индустрии гос­теприимства зависят доходы не только бюджета республики, но и значительной части её населения. По оценкам экспертов в туристской отрасли Крыма занято около 100 тыс. человек. Это значит, что каждый двадцатый житель региона или каждая шестая семья получают доход от туризма. При этом непосредственно в санаторно-курортных учреждениях работают лишь около 40 тыс. человек в сезон и примерно 20 тыс. - в межсезонье.

Удивительно, но несмотря на то, что значительная часть населения республики финансово зависит от туристской отрасли, желающих работать в ней становится всё меньше. В итоге индустрия гостеприимства переживает существенный дефицит кадров. И пока он только усугубляется.

- При том, что официально непосредственно в гостиницах и санаториях Крыма заняты более 40 тыс. человек, реальная потребность в кадрах как минимум вдвое больше, учитывая смежные сферы, - констатирует министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. - Мы испытываем серьёзный дефицит кадров практически по всем направлениям индуст­рии гостеприимства. Он есть во многих регионах, а дефицит качественных кадров есть вообще везде. На рынке труда республики на следующий год заявлены 3 тыс. вакансий из сферы туризма. Реальная потребность в кадрах как минимум вдвое выше. И эта цифра будет увеличиваться в связи с повышенным спросом на отдых в Крыму среди россиян.

По данным Гостинично-туристической ассоциации России, сейчас вопрос кадров для индустрии гостеприимства остро стоит во всех субъектах РФ, а в курортных зонах и столицах регионов дефицит достигает критического уровня. Его сопровождают слабая мотивация работников оставаться в профессии и отсутствие необходимой подготовки у тех, кто  всё же остаётся. По оценкам экспертов ассоциации «Турис­тический альянс Крыма», в республике количество незакрытых вакансий в нынешнем туристическом сезоне достигало 15 тыс. В надежде хотя бы отчасти исправить ситуацию средства размещения и другие объекты отрасли закладывают на следующий год повышение фонда зарплат в среднем на 10-12%.

- Основные проблемы, которые возникают в этой ситуации, - падение качества обслуживания, а также конкуренция за дефицитный ресурс - кадры - и, соответственно, повышение стоимости этого ресурса, что в конечном итоге приводит к росту себестоимости гостиничных и других услуг, - объясняет президент ассоциации «Туристический альянс Крыма» Андрей Пылов. - Безусловно, требуется системное решение этих вопросов, иначе респуб­лика попадёт в неприятную для любого бизнеса ситуацию: рост издержек без существенной возможности повышения продажной стоимости.

По мнению экспертов, к следующему году зарплаты в туристической отрасли вырастут в пределах 40%, однако проблему кадрового голода это не решит. В целом дефицит работников индустрии гостеприимства в Крыму увеличится на 30%, а в среднем в России - на 136%.

Чтобы не допустить кад­рового кризиса, грозящего случиться в ближайшем будущем, Минкурортов республики подготовило системный подход к решению проблемы. В ведомстве предлагают двигаться несколькими путями. Первый - глобальный: создать программу лояльности к индустрии гостеприимства через систему обучения. Условное название - «Крымоведение».

- Этот предмет существовал в Крыму и раньше, в него привносятся основы гостеприимства, но самое главное - знание своей территории, - комментирует Вадим Волченко. - Мы понимаем, что результат получим в лучшем случае через пять-десять лет, но он будет правильным. Ещё один путь, на котором нам необходима поддержка индуст­рии, - путь цивилизованного рекрутинга. Сейчас уровень зарплаты, который даёт индуст­рия гостеприимства в Крыму, средне-нормальный: 35-40 тыс. рублей. При обеспечении соцпакета в виде общежития или условий размещения для топ-менеджмента, при обеспечении питания такое предложение уже становится конкурентоспособным на рынке труда.

Кроме того, министр предлагает обратить внимание на успешный международный опыт - во многих курортных странах существует профицит кадров, занятых в индустрии гостеприимства.

Ещё один вариант ликвидации дефицита рабочих в туротрасли - привлечение кадров из других субъектов федерации с предоставлением им конкурентоспособной для их региона зарплаты и, разу­меется, социальных гарантий: жилья и питания. Реализация этой возможности пока прорабатывается властями респуб­лики, однако по словам экспертов уже сейчас в высокий сезон жители других регионов, приезжающие в Крым чтобы и отдохнуть, и поработать, составляют около 40% занятого в турбизнесе персонала.

- Нам нужна глобальная перестройка кадровой политики. Её необходимо начинать со школы, продолжать в средних и в высших учебных заведениях, - резюмирует Вадим Волченко. - Но это будет эффективно только в случае системного многоуровневого обучения и переподготовки, что отражено в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства».

Елена ЮМАНОВА.