Дмитрий Харатьян: Признание и слава - не награда, а испытание

12 Ноябрь 2021 984

Каждая встреча крымчан и гостей полуострова с Дмитрием Харатьяном на евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров» - это знакомство не только с его творчеством, но и с историей советского и российского кино через лучшие отечественные картины, среди которых его дебютный фильм «Розыгрыш».

У старшеклассников, посмотревших эту картину, вышедшую на экраны в 1976 году, Дмитрий поинтересовался, интересна ли она им и насколько, на их взгляд, современна? Оказалось, их волнуют те же проблемы, что и сорок с лишним лет назад: взаимоотношения ребят между собой и с учителями, представления о настоящей дружбе и любви, подлости и смелости в отстаивании собственной позиции. Они ходят в школу в другой одежде, у них другая манера поведения, причёски, но нравственные ценности остаются неизменными.

- Мне очень важно услышать это от вас, - признался Дмитрий. - Потому что это поистине судьбоносный фильм для меня: с него началась моя жизнь в кино, в искусстве.

О профессии актера я и не помышлял. Занимался спортом, музыкой, играл на гитаре, пел песни, как и многие подростки тогда. В пионерском лагере даже руководил ансамблем, а потом и в школе. Судьбу решил его величество случай, как это часто бывает. Всю жизнь мою изменил режиссёр Владимир Меньшов, к которому меня привела знакомая по пионерскому лагерю «Метеор» девочка Галя. Она узнала, что Владимиру Валентиновичу в фильм «Розыгрыш» нужен парень, поющий под гитару. Очень хорошо помню эту встречу. Режиссёр сидел, а за его спиной висел огромный плакат: «Последняя встреча». К счастью эта пессимистичес­кая фраза не стала дурным предзнаменованием. Мне доверили исполнить одну из главных ролей в картине, которую теперь называют культовой. А я называю Владимира Валентиновича Меньшова своим учителем, кинематографическим отцом, который подарил мне жизнь в профессии, вообще судьбу подарил. Поверив в меня.

На вопросы Дмитрий отвечал, как всегда, охотно и откровенно.

- Трудно было новичку освоиться на съёмочной площадке?

- Я бы так не сказал. Рядом были опытные люди, кроме режиссёра, который ещё и играл, прекрасные артисты, Зиновий Гердт, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева, Олег Табаков. Кумиры того времени, небожители для нас. Они нам, молодым, очень помогали. А вместе со мной играли будущие известные актёры - Наташа Вавилова, Евдокия Германова, Андрей Гусев, сыгравший антипода моего Игоря Грушко - Олега Комаровского. Для нас, подростков, это была обычная школьная жизнь. Мне было всё интересно. Я не играл ничего, просто был таким же парнем, как Игорь. Мальчиком с гитарой. Единственное, что нас отличало - мой киногерой сам сочинял песни, а я исполнял чужие. И то не все, так уж получилось, а всего одну.

- Это совсем незаметно в картине. А почему так получилось?

- И я, и режиссёр были уверены, что буду петь. Я вообще считал - меня взяли в картину, потому что играю на гитаре и пою. Но подвела моя неопытность. Не сумел с первого раза записать фонограмму, под которую пою в кадре. Ну, никак не попадал. А времени возиться со мной не было. Меньшов извинился: «Ты не расстраивайся, у тебя все получится, но пока будет петь другой», и пригласил студента Гнесинского училища Славу Киселёва, который потом пел в группе «Добры молодцы». Для меня это было фиаско, конечно. Решил, что разочаровал режиссёра. Потом понял, что главное не то, сам поёшь или за тебя кто-то, а чтобы ты попал в образ.

А когда меня спрашивают, сам ли пою в фильме, отвечаю, что одну всё же сам: «Это странно все действительно,/Шёл по кругу день обыденно,/Просто стрелок жест невидимый/Свёл на время нас двоих…». А вообще это стало хорошим уроком для меня: ко всему надо готовиться. Как сказал тогда режиссёр, у меня всё получилось - я пою. И на моём юбилейном концерте Владимир Валентинович после традиционных слов, что ученик превзошёл учителя, сказал: «Неправ я - надо было тебе дать спеть, ты лучше поёшь». Но я доволен, потому что мог бы решить, что всё уже умею и не надо учиться. А так всерьёз занялся вокалом. Надо развиваться всегда, и не надо бояться неудач, они нужны, чтобы продолжать расти.

- В прессе после выхода фильма писали, что он собрал неслыханную аудиторию - 38 миллионов! И вы после его появления на экранах проснулись знаменитым, что называется. Какие эмоции при этом испытали, когда стали узнавать на улице?

- В шестнадцать лет стать знаменитым - огромное испытание. Волна писем, статьи в прессе. Но я-то понимал, что восхищаются не мной, а моим героем. Я обычный парень, а тот, с экрана, совершает достойные поступки, борется за справедливость, сочиняет песни. Я этим не мог похвастаться, а меня с ним отождествляли. Искушение славой надо было пройти, не воспарить. Слава Богу, я понимал, что это не мой успех, а режиссёра и всей команды.

А мне просто повезло оказаться в артистах. И это не награда, а испытание. Выйти из него с достоинством и не заболеть звёздной болезнью помогла моя заниженная самооценка. И потом помогала, после фурора фильма «Гардемарины, вперёд!», имевшего совершенно оглушительный успех. Но я уже был готов к этому, и сдержал «удар».

- А сейчас вам интересно «Розыгрыш» пересматривать?

- Пересматривать всегда интересно. Что-то новое находишь, видишь глубину заложенного сценаристом и режиссёром. По молодости только верхние слои открываются. Специально я не пересматриваю, только когда случайно увижу по телевизору. Кстати, был же снят второй «Розыгрыш». Он не стал таким же популярным, но картина интересная. Более современная. В ней наши герои - тридцать лет спустя. Я играю взрослого Олега Комаровского, одного из тех, кто нынче «правит бал». И это уже совсем другая история.

- Не так давно вы снимались в продолжении телефильма юности «Зелёный фургон», где вы по-прежнему майор уголовного розыска, но повзрослевший, прошедший Великую Отечественную войну. В каких картинах предстоит вас увидеть в ближайшее время?

- В двух сериях продолжения всем известного многосерийного фильма Светланы Дружининой, «Гардемарины, вперёд!». В названии появился год одного из эпизодов русско-турецкой войны, когда русские войска под командованием генерал-аншефа Александра Суворова разбили турецкий десант на Кинбурнской косе - «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война» Наши гардемарины продолжают сражаться за Родину. Ставшие взрослыми, имеющие детей. Сюжет так же лихо закручен. Несмотря на Манифест российской императрицы Екатерины Великой и Кючук-Кайнарджийский мирный договор, которые соединили Крым с Россией, европейские политики продолжают вести свои игры и плетут интриги, пытаясь разорвать этот союз. В подковёрной борьбе, как всегда, используются разные приёмы - от сплетен и лживых статей в газетах до грязных манипуляций с незаконнорождённым сыном государыни, посланным в Европу на обучение - Алексеем Бобринским, страстным картёжником и буяном. Его слабостями ловко пользуются международные интриганы. Разрубить узел заговора Екатерина поручает верным друзьям - гардемаринам. Вместе с отцами в бой идут дети - Шурка и Александра. Этот фильм больше о детях, чем об отцах. Незадолго до начала «Солнечного острова» наша команда закончила съёмки в Крыму, и, надеемся, на будущий год продолжение полюбившегося зрителям фильма выйдет на экраны.

Досье

Актёр театра и кино, телеведущий, кинопродюсер, народный артист России Дмитрий Вадимович Харатьян родился 21 января 1960 года в Алмалыке Ташкентской области Узбекской ССР. С 1963 года живёт в Красногорске Московской области. В 1982 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, курс Михаила Царёва и Риммы Солнцевой. В кино дебютировал девятиклассником, и главная роль в картине «Розыгрыш» принесла юноше всесоюзную известность. Успех закрепился фильмами «Зелёный фургон», «Гардемарины, вперёд!». В 1996 году впервые вышел на театральную сцену в спектакле «Люди и мыши» по повести Джона Стейнбека. Теперь у актёра десятки ярких ролей в кино и на театральной сцене, концертных выступлений. Ведёт программы на телевидении. Президент евпаторийского открытого фестиваля детского и семейного кино «Солнечный остров» создатель и руководитель театральной студии «Школа гардемаринов».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.