Украинские корни телефонных мошенников

13 Октябрь 2021 409
По данным представителя Сбербанка, сейчас в Днепре действует около 150 мошеннических колл-центров. Фото: Анны Кадниковой
По данным представителя Сбербанка, сейчас в Днепре действует около 150 мошеннических колл-центров. Фото: Анны Кадниковой

Всплеск телефонного мошенничества, который в последние годы фиксируют российские правоохранители, мог быть спровоцирован из-за рубежа. По данным зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, в украинском городе Днепре в прошлом году насчитывалось около тысячи колл-центров, «сотрудники» которых похищали деньги со счетов россиян. Данные о таких колл-центрах приходят и от украинских журналистов.

Сейчас, по информации Кузнецова, в Днепре, который он назвал столицей телефонного мошенничества, действует примерно 150 колл-центров, которые осуществляют свою деятельность под видом представителей правоохранительных органов.

По его данным, по отношению к клиентам Сбербанка количество случаев телефонного мошенничества сократилось вдвое, однако в других кредитных организациях фиксируется прирост. «Это означает, что просто телефонные мошенники перетекли от одних клиентов к другим. Мы фиксируем 3-7 тысяч звонков в день, иногда в «лучшие дни» мы фиксируем около 10 тысяч таких звонков. 50% граждан вообще не берут телефон по разным причинам и не отвечают на такие звонки, но с 1% граждан всё-таки удаётся переговорить», - пояснил представитель банка.

Любопытные данные привёл и журналист украинского издания «Страна» Влад Бовтрук. По редакционному заданию он фиктивно устроился в Киеве на работу в колл-центр, работники которого, используя мошеннические схемы, вынуждают клиентов банков из России переводить свои деньги на чужие счета.

Как пишет издание, подпольная мошенническая контора располагается в центре украинской столицы - на улице Владимирской, по соседству с главным офисом Службы безопасности Украины. Журналисту удалось попасть туда под предлогом устройства на работу и изучить изнутри, как действуют мошенники, а также снять соответствующие видео.

Как оказалось, в офисе, где располагается колл-центр, присутствует несколько «операторов», которые звонят клиентам банков, в частности российского Сбербанка, и обманным путём вынуждают человека осущест­вить денежный перевод на чужой счёт. Уточняется, что в день каждый такой псевдооператор совершает около 300 звонков по телефонам, которые находятся в имеющейся у мошенников базе данных. Таким образом удаётся обмануть до пяти человек в день. «Мы звоним гражданам России, представляемся техническими сотрудниками Сбербанка и пытаемся развести людей на то, чтобы они перевели деньги со своих банковских карт на наши, а если у них нет денег, то чтобы они взяли кредит и перевели деньги нам. Как это делать, написано в методичке», - сообщили Бовтруку на собеседовании. Уточняется, что в так называе­мой методичке содержится набор фраз и ответов, которые необходимо использовать при общении с потенциальными жертвами мошенничества.

Издание опубликовало фотографию доски, которая стоит в офисе мошенников и на которой написан план с результатом работы на день - «заработать» 200 тысяч рублей. Журналист сообщил, что в первый день его работы двоим его новым «коллегам» удалось получить от российских клиентов по 170 тысяч рублей.

С каждой такой «сделки», пишет СМИ, «операторы» получают по 7,5%. Также у них есть еженедельная ставка в размере $100. «Рабочая неделя» в колл-центре пятидневная, с 09.00 до 19.00. «Работодатель» обещает зарплаты до 20 тысяч гривен в месяц (около $752).

«Страна» пишет, что после нескольких часов работы журналиста «раскрыли». Руководство центра вновь вызвало его на беседу, в которой сообщило, что знает, что он сотрудник СМИ, после чего он покинул офис.

В общем, схема ясна и очевидно пресекать работу таких колл-центров украинские правоохранители не планируют. Так что единственный способ не дать мошенникам заработать - сохранять бдительность и ни под каким предлогом не переводить деньги незнакомцам.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.