Это гиблое место у края

Братство народов, каинова печать и real politic

9 Сентябрь 2021 811
Статуя Каина в саду Тюильри. Париж. Европа.
Статуя Каина в саду Тюильри. Париж. Европа. Фото из открытого источника.

Когда мы говорим о братстве народов, не стоит забывать, что родственные узы сами по себе ещё ничего не гарантируют. Государствами же управляют вовсе не народы, кто бы там что ни рассказывал о представительной демократии. Эмоцио­нально осквернение исконно русских Малороссии и Новороссии самостийниками-неонацистами - такой же тяжёлый удар для нас, как для сербов утрата косовских святынь. Ну а с точки зрения реальной политики «всё не так однозначно».

Мудрость кота Леопольда

«Считаю, что та ситуация, в которой мы сегодня находимся, является абсолютно ненормальной, неестественной. И рано или поздно, а лучше, если это произойдёт рано, и чем раньше, тем лучше, мы в полноформатном масштабе восстановим наши отношения с Украиной», - сказал президент России 3 сентября на Восточном экономическом форуме.

Столь спокойная и миролюбивая позиция по отношению к «державе», возведшей русофобию в ранг государственной политики, не выполняющей свои обязательства и регулярно засылающей в Россию своих диверсантов, многих удивила, а у некоторых вызвала нездоровое возбуждение.

5 сентября глава украинского МИД Дмитро Кулеба в очередной раз заявил, что Киев готов к встрече президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина. «У нас создаётся впечатление, что именно российская сторона постоянно находит отговорки, чтобы этой встречи избежать», - заявил он. А через два дня и вовсе потребовал встречи президентов для обсуждения «деоккупации» Крыма, заметив, что «Москва постоянно ищет повод, чтобы с этого соскочить». Примитивные создания часто путают доброту и миролюбие со слабостью.

Пятеро депутатов ВРУ вознамерились просить Совет Безопасности ООН признать ФСБ РФ, а также Главное управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ «террористическими организациями». Проект соответствую­щего постановления №6001 зарегистрирован в Раде 7 сентября. Главком ВСУ Валерий Залужный следом за условно мёртвым Бабченко публично мечтает проехаться на танке по Москве. Ну и о чём говорить с неадекватами, столь явно томящимися от безнаказаннос­ти и мечтающими, наконец, нарваться?

Вероятность военной провокации со стороны «незалежной» по мере приближения холодов продолжает возрастать. Труппа Зеленского привезла из Вашингтона очередные долговые обязательства, немного американских денег на оружие, ещё меньше на «реформы» и совсем ничего на жизнеобеспечение. Как и в 1941-м, евроатлантистам нужен плацдарм, но необязательно обитаемый.

Эволюция «не лоха»

Обманув по традиции украинских гетманов свой электорат, Зеленский так и не смог стать своим для украинских «наци». Недвусмысленные инструкции Вашингтонского обкома по искоренению украинских олигархов (которые собственно и есть «Украина») делают положение исполнителя роли президента «незалежной» не просто шатким, а фактически самоубийственным. А поскольку причина и суть существования «Украи­ны» состоит в том, чтобы быть «анти-Россией», высшим проявлением «антироссийс­кости» может быть уже невиртуальная война. Пусть даже такая скоротечная как в 2008-м в исполнении Саака­швили. В Киеве истово верят, что статус жертвы «российской агрессии» позволит вернуть благорасположение Запада, который в этом случае смилостивится и даст денег.

«Начало серьёзных боевых действий в Донбассе однозначно вызовет вмешательство России - Кремль неоднократно выступал с соответствующими заявлениями. Но если война с Россией неизбежна, Украине выгоднее начинать её в Крыму. Как минимум, в Крыму действительно есть российские войска. Поскольку Украина не признала переход Крыма в состав России и продолжает заявлять об агрессии, оккупации, аннексии, боевые действия на границе с Крымом однозначно нельзя будет отнести к категории гражданской войны. То есть, Киев получит то, к чему давно стремится - Россию в качестве полноценного участника вооружённого конфликта. Дальше в планах Киева требование западного посредничества уже не по вопросу Донбасса, а Крыма. Кстати, весной, когда Зеленский пугал войной Байдена, добиваясь встречи, Киев концентрировал войска не только на донбасском, но и на крымском направлении. Киевские власти также отрабатывают вариант, при котором формально не они станут инициаторами боевых дейст­вий. С этой целью Украина периодически пытается добиться от Молдавии решения о совместной блокаде Приднестровья с тем, чтобы вынудить Россию её прорывать, - считает политолог Ростислав Ищенко. - Расчёт на то, что Запад вмешается раньше, чем Россия ликвидирует украинскую государственность, может не оправдаться - в Киев необязательно ехать на танках (хоть через Чернигов и недалеко), можно и на самолёте прилететь. Но Зеленский данную опасность не чувствует. Он и его окружение не верят, что Запад может окончательно сдать Украину».

Переоценка и уценка

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин в рамках проекта, реализуемого при поддержке посольства Дании в России, дал свою оценку российско-украинским отношениям.

«Несмотря на неудачный опыт последних трёх десятилетий, значение Украины для России не столько в общест­венном сознании, сколько в представлении элит по-прежнему сильно завышено. Пора признать это несоответствие, а признав, произвести давно назревшую переоценку этого значения, - считает он. - Вопреки часто цитируемому и принимаемому за аксиому высказыванию Збигнева Бжезинского о том, что без Украины Россия перестаёт быть империей, Россия стала империей не в результате присоединения Киева и других земель по обоим берегам Днепра и осталась мировой величиной, несмотря на провозглашение Украиной независимости. Уникально устойчивая геополитическая позиция России - результат освоения Сибири и выхода к Тихому океану». Примерно о том же неоднократно говорил и писал почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. «Любой патриот нашей страны, к какому этносу он бы ни принадлежал, не может не скорбеть об утрате присоединённых предками земель. Но большинство этих территорий сжирало ресурсы собственно России. Сейчас эти территории поставляют нам дешёвые трудовые ресурсы. Без них начавшийся ещё в советское время демографический спад был бы гораздо болезненнее, - считает он. - Проблема Украины, во многом созданная нашим прошлым бездействием, остаётся. Но страна [Украина] быстро движется к полной несостоятельности. Помощь развивающимся странам относительно микроскопична. Россия сохранила и даже развила многие военно-технологические ресурсы, оставшиеся от прежней страны. Но главное - была сохранена Сибирь - ключевой источник развития на будущие годы».

Планы развития Сибири и Дальнего Востока - отдельная большая тема. А для «незалежников», диванные войска которых в последнее время атакуют российские интернет-площадки под видом «вместокрасных», слова из коммунистического гимна «до основанья, а затем...» стремительно возвращают былую актуальность применительно к тому «вместогосударству», из которого они пытаются «шатать режим» у нас. В своём нынешнем виде Ukraina не может и не должна существовать.

Николай ФИЛИППОВ.