Вот опять: ни проехать, ни пройти

15 Июль 2021 354
Плату за парковку в Крыму по старинке собирают сомнительного вида персонажи, которые ни перед кем не отчитываются о полученных деньгах.
Плату за парковку в Крыму по старинке собирают сомнительного вида персонажи, которые ни перед кем не отчитываются о полученных деньгах.

Только за первый месяц лета в Крыму отдохнули более 1,3 млн. человек. По данным Минкурортов РК, 60% отдыхающих прибывают на полуостров по Крымскому мосту на автомобилях и автобусах, 32% - авиасообщением, ещё 8% - по железной дороге. Даже те, кто приезжает в республику не на своём авто, оказавшись на мес­те, берут машины напрокат. В итоге практически все транспортные направления региона замирают в пробках, а по улицам городов, особенно южнобережных, перемещаться практически невозможно, даже пешком.

Всё уже придумано

Руководство республики обращает внимание на проб­лему транспортного коллапса каждый год. Представители власти качают головами, сетуя на напряжённую дорожную обстановку, но не принимают никаких мер для выхода из ситуации. Между тем туристов, а вместе с ними и машин, с каждым курортным сезоном становится только больше.
- Понятно, что глава региона не может все вопросы решать сам. Но у него должна быть команда, члены которой не только говорят и обещают, но ещё и что-то делают, - говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Илья Зотов. - Мы видим, что сейчас те люди, которые работают в крымском правительстве и отвечают за инфраструктуру и транспорт, дальше разговоров не идут. Между тем для наведения порядка в системе личного транспорта, в рамках муниципалитетов приоритет должен отдаваться автомобилям экстренных служб, а также машинам, подвозящим грузы, товары, продукты и тому подобное. Сейчас доставка любых грузов практически невозможна в Балаклаве, Ялте и других маленьких городах полуострова. Это создаёт дополнительные логистические издержки для бизнеса и повышает аварийность на дорогах. Любой город должен быть комфортен прежде всего для его жителей, а потом уже для туристов. Если муниципалитет удобен для местных, он точно будет таковым и для приезжаю­щих.
По мнению эксперта, для решения транспортной проб­лемы в курортных городах Крыма необходимо создавать систему перехватывающих парковок с обеспечением бесплатного альтернативного транспорта, который будет доставлять отдыхающих в центральную часть муниципалитета либо до ключевых турис­тических точек. Причём это должны быть не крошечные «газели», в которых большая часть пассажиров вынуждена ехать стоя, а вместительные комфортные автобусы, оснащённые кондиционерами. Возможность бесплатно въехать в город на личном авто должна быть только у его резидентов. Также необходимо увеличить количество платных парковок. Причём их стоимость должна быть адекватной: не 300 рублей, как сейчас, а 50, максимум - 100. Только так можно поменять внешний вид курортных городов Крыма и освободить пешеходные улочки от нагромождения автомобилей, считают специалисты.
- То, что сейчас происходит с системой платных парковок в Ялте, - это полный бардак, - убеждён Илья Зотов. - Там их вроде сделали, но обслуживают стоянки какие-то мужички, которые берут оплату наличными и не выдают никаких чеков. Кто в итоге на этом зарабатывает? На одной парковке в час стоят около 50 машин, с каждой берут 200-300 рублей. Представьте величину неучтённых доходов. Это миллионы рублей, которые могли бы идти в муниципальные бюджеты и использоваться для развития крымских городов.
Интересно, что несколько лет назад систему платных парковок в центре города попытался ввести Севастополь. Там даже установили специальные автоматы для сбора оплаты, чтобы избежать хищения денег «кассирами». Однако система до сих пор не запущена. Законодательное собрание и городское правительство не могут решить, кто будет собирать плату за парковку: департамент городского хозяйства или департамент транспорта.
- Чтобы люди отказывались от использования личных автомобилей, нужно ввести единый билет, купив который можно ездить бесплатно на всех видах общественного транспорта в пределах региона: автобусах, троллейбусах, электричках и так далее, - резюмирует Илья Зотов. - Такая система позволяет экономить очень много денег, при этом быть мобильным, и в итоге необходимость пользоваться личным автомобилем попрос­ту отпадает.

Где «Кометы»?

Ещё одной альтернативой личному транспорту могли бы стать скоростные морские перевозки. Ещё в 2016 году президент дал поручение связать крымские прибрежные города этим видом сообщения. Для этого планировалось запустить шесть скоростных судов на подводных крыльях «Комета», на строительство которых были выделены деньги из федерального бюджета. Прошло пять лет, а у крымских берегов курсирует всего одно судно: между Севастополем и Ялтой.
- На деле исполнение поручения президента заняло много времени, - констатирует президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. - На сегодня готова только вторая «Комета», но она пока не запущена. Судостроители жалуются, что нужное количество судов невозможно построить, потому что в стране нет двигателей, а купить их за границей невозможно из-за санкций.
В итоге морского скоростного сообщения в Крыму фактичес­ки не организовано. Между тем, когда такие пробки на всех прибрежных дорогах, оно могло бы стать оптимальной альтернативой перемещения по полуострову. Ко всем курортным городам и многим туристическим объектам можно подойти по морю, но это не обеспечено.

Елена ЮМАНОВА.