«И мир - как море пред зарёю»

2 Июнь 2021 607
Акварель М. Волошина «С Меганома».
Акварель М. Волошина «С Меганома».

«…И я иду по лону вод,/ И подо мной и надо мною/ Трепещет звёздный небосвод…». Стихи и акварели Максимилиана Волошина так тесно переплетены, что свои акварели художник подписывал поэтическими строчками. Это стало традицией и при оформлении выставок.

В новой экспозиции в коктебельском Доме-музее представлены картины из художественного наследия поэта, художника и философа Максимилиана Волошина, выполненные в разные творческие периоды. Посетители знакомятся не только с коктебельскими миниатюрами автора, но и с картинами, написанными в швейцарском Дорнахе, зарисовками из путешествия по Испании. Представлен также автопортрет мастера, выполненный в манере кубизма.

- Суть творчества акварелиста Волошина характеризует его признание в автобиографии: «Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль», - отмечает научный сотрудник музея Ирина Коновалова. - Но на художника не могло не повлиять и веяние времени. Начиная экскурсию по выставке с автопортрета, написанного предположительно в период Октябрьской революции, мы рассказываем о его знакомстве в Париже в 1915 году с мексиканским живописцем Диего Риверой, работавшим в то время в новом направлении кубизма. Волошин под его влиянием пытается в автопортрете не имитировать свой облик, а передать его в символической форме. И мы улавливаем в резких геометрических контурах напряжённость, свойственную думающей личности в резкой смене событий революционного времени.

 Ключ к пониманию изобразительного искусства посетители выставки получают из статьи Волошина «Скелет живописи»: «Живопись имеет дело только с комбинациями зрительных впечатлений. Это отделяет мышление художника-живописца от остальных людей. Не художники видят вокруг себя только то, что знают. Задача художника из всего многообразия видимого мира нашей фантазии, знаний, воспоминаний выделить реальную зрительную основу. Художник весь многоцветный мир должен свести к основным комбинациям углов и кривых и к простейшим отношениям основного фона». Это помогает вникнуть в увиденное и воплощение творческого замысла поэта, философа в изобразительном искусстве.

Религиозный писатель, поэт Сергей Дурылин заметил, что глаза художника увидели в облике «Киммерии печальной» страну суровой красоты и пустынного покоя, где извечная мука творящей и творимой земли навсегда сопряглась с вековыми муками человечества, творящего историю.

И это является подтверждением волошинского определения художников - «это глаза человечества».

Выставка входит в обширную специальную программу для детей и взрослых с лекциями, экскурсиями и тематическими встречами. Экспозицию можно посетить до 25 ноября.

Людмила МИЛИНА.