Куда девать особо опасное?

28 Апрель 2021 474
Большинство крымчан не знает, куда выбрасывать разбитые градусники и батарейки, чтобы не навредить природе и окружающим.
Большинство крымчан не знает, куда выбрасывать разбитые градусники и батарейки, чтобы не навредить природе и окружающим. Фото Александра КАДНИКОВА.

Сейчас в школах регулярно проходят уроки просвещения, на которых объясняют важность сортировки отходов. Воодушевлённые дети с энтузиазмом бросаются собирать батарейки, чтобы потом отнести их в специальный приёмный пункт, но где такие можно встретить? Один более или менее известный действует в симферопольском торговом центре. Однако многие ли станут туда ездить ради утилизации нескольких батареек? Тем более что эта услуга не бесплатная.

Формальная работа

Надо отдать должно крымчанам - всё больше граждан сознательно относятся к разделению мусора и даже готовы платить за возможность должным образом утилизировать опасные отходы. Люди понимают их пагубное влияние на состояние природы региона, который пока претендует на статус экологически благополучного. Отходы I-IV классов опасности, которые сейчас закапывают на мусорных полигонах, самостоятельно не разлагаются и приводят к необратимым нарушениям в экосистеме.
К отходам I класса относятся ртуть и приборы, содержащие соли свинца, например, сложные термометры и конденсаторы, к отходам II класса - батарейки, автопокрышки и масла. Отходы III класса включают отработанные медные провода и дизтопливо. Отходы IV класса в основном состоят из строительного мусора: бой кирпича, остатки щебня и арматуры.
- Мы обратили внимание на оборот отходов этих классов опасности в Крыму и направили запросы в администрации муниципалитетов, в управляющие компании и региональному оператору по обращению с ТКО, - рассказывает председатель Комитета Государственного Совета РК по экологии и природным ресурсам Георгий Шаповалов. - Интересовало наличие и количество пунктов приёма отходов I-IV классов опасности, а также сведения об объёмах, собранных от населения за прошлый год. Выяснилось, что в Крыму есть единицы пунктов приёма. А с учётом того, что на них за 2020 год не собрано ни одного килограмма опасных отходов, можно предположить, что работа на этих пунктах ведётся формально. Между тем задача крымских властей - сделать так, чтобы на полигоны для захоронения ТКО попадало как можно меньше опасного мусора.

Чья ответственность?

По закону, созданием пунктов приёма отходов высокого класса опасности должны заниматься управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома. Причём места сбора и накопления должны находиться в непосредственной близости от многоэтажек - в местах общего пользования, чтобы жильцам было удобно носить туда опасный мусор. Однако решение должно принимать не руководство компаний, а собственники жилья. При этом мало кто согласен устраивать хранилище опасных отходов рядом со своим местом жительства. Согласно нормативам такой конфликт интересов должен решаться на уровне муниципалитета: чиновники обязаны определить места массового складирования для дальнейшей передачи опасных отходов на переработку.
- В Симферополе официально зарегистрированы четыре предприятия, принимающие опасные отходы, - говорит начальник управления благоустройства департамента городского хозяйства Симферопольской горадминистрации Иван Лисечко. - Они осуществ-
ляют сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию всех видов отходов. Но, к сожалению, даже когда у людей накапливаются аккумуляторы, батарейки или покрышки, не у всех есть возможность отвезти эти отходы в специализированные места приёма. Тем более с учётом их не очень удобного расположения. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос установки пунктов сбора опасных отходов на территории города. Предприятия готовы оказать нам в этом содействие.

Потенциальное решение

- Только 10% предприятий, занимающихся сбором опасных отходов, работают официально. Остальные действуют «под чёрным флагом», - констатирует заместитель министра экологии и природных ресурсов РК Юлия Бобарева. - В связи с этим у меня есть большие сомнения в том, что отходы, которые собираются, например, в пунктах приёма, установленных в торговых центрах, не сваливаются потом в общий мусорный контейнер. В Крыму пока нет достойной сортировки мусора. Значит, оптимальным было бы выделить специальные места в муниципалитетах и пригласить к сотрудничеству предприятия, которые работают в сфере утилизации отходов. Бюджетное субсидирование в этом случае было бы минимальным, а мы достигли бы снижения захоронения опасных отходов на полигонах.
В России, кстати, уже есть подобный успешный опыт. Например, в Республике Татарстан. Там прямо в цент-
ральных районах городов установлены яркие и заметные контейнеры для сбора опасных отходов и вторсырья. Сдавать мусор можно в любое время суток и совершенно бесплатно. Обслуживанием пунктов сбора занимается коммерчес-
кое предприятие на условиях государственно-частного партнёрства. Кстати, то, что в Крыму за приём такого мусора берут плату, не способствует стимулированию людей заниматься раздельным сбором и сдачей опасных отходов. По сведениям Минэкологии, даже не все предприятия республики сдают опасный мусор в специальные пункты приёма - что уж говорить о гражданах.
- На сегодня с учётом культуры сбора и разделения отходов у населения решение проблемы придётся отложить, - считает заместитель министра ЖКХ РК Исмет Аблаев. - Можно поставить любые контейнеры, но это не даст ожидаемого экономического эффекта. Следовательно, данный вид деятельности потребует субсидирования за счёт бюджета, чего сейчас респуб-
лика не может себе позволить.

Елена ЮМАНОВА.