Очередной карьер под запретом

Застройщики и природа полуострова - антагонисты

26 Февраль 2021 722
Так добывают ракушечник в степном Крыму. И после того как техника изроет землю, остаются огромные ямы.
Так добывают ракушечник в степном Крыму. И после того как техника изроет землю, остаются огромные ямы. Фото автора.

В Крыму случилось невероятное. Власти полуострова чётко дали понять - ещё одного карьера не будет. Под Алуштой, у села Виноградного якобы мог появиться карьер по добыче стройматериалов. Жители возмутились, чиновники их услышали. И новость о создании карьера вовсе назвали фейковой.

Цель - уничтожить Крым

В начале февраля среди жителей Алушты и соседних сёл разлетелась новость - планируется разработка нового карьера. Место - восточный склон хребта Урага. Карьер мог бы быть расположен всего в 1,5 км от села Виноградного и в 4,5 км от самой Алушты. В непосредственной близости - туристические маршруты на Бабуган-яйлу, Чамны-Бурун. Рядом расположен и Крымский природный заповедник. Трудно представить, что возле него могут сделать карьер, однако об этом шла речь. Более того, была названа даже компания, которая должна была получить разрешение. У компании, согласно открытым данным, уставный капитал составляет 10 тысяч рублей, численность сотрудников - 3 человека, недоимка по налогам, согласно сведениям ФНС за 2019 год, - 2 млн. рублей.
Место было выбрано неслучайно. Всего в 5 км к западу от Виноградного расположен печально знаменитый Шархинский карьер. Он стал основным «спонсором» трассы «Таврида».
- Мы категорически против карьера! - возмущается Ирина Шевцова, жительница села Виноградного. - В Шахринском карьере добывали материалы для моста и трассы, мы всё понимаем, нужно развивать полуостров, но неужели нельзя брать стройматериалы в других частях нашей страны?
После 2014 года количест­во карьеров на полуострове выросло в разы. Скандально известные - на Сасык-Сивашской пересыпи, возле уникального «розового» озера Сасык-Сиваш; у сёл Межгорье, Овражки, Пасечное в Белогорском районе; возле детского лагеря «Отважный» в Судаке.
- Поймите, карьеры нужны, чтобы строить дороги, мосты, дома, - поясняет Илья Синельников, житель села Межгорье. - Мы изучали этот вопрос. В первую очередь, нужен щебень. Понятно, что проще всего разрыть горы. Но подождите, как тогда Крым будет курортом? Понятно, что везти с материка дороже, чем копать у нас. Только тогда детям и внукам оставим одни ямы.

Деньги превыше всего

К счастью, нового карьера возле Алушты не будет. В Министерстве экологии и природных ресурсов Крыма заявили, что власти не давали разрешения на разработку карьера около села Виноградного.
«Встретилась с главой Рес­публики Крым Сергеем Аксёновым по вопросу, который активно обсуждают в социальных сетях - открытие карьера в селе Виноградном, - пояснила Галина Огнева, глава администрации Алушты. - Позиция главы Рес­публики Крым - однозначно «нет», никакого карьера не будет! Власти Крыма и администрация Алушты на стороне жителей села и не допустят вмешательства в экологическую систему горного природного массива».
Безусловно, полуостров нужно развивать. Однако Крым всё больше становится похож на один огромный карьер. Часть из них - пробиты в горах, буквально съедают их.
К примеру, карьеры уничтожают гору Агармыш, возле Старого Крыма. Второй тип карьеров - те, что сжирают нашу землю вниз. В степном Крыму множество таких территорий, на которых раньше добывали ракушечник.
- Я часто езжу по сёлам, работа такая, - рассказывает Евгений Ширяев, житель Симферополя, - так вот в каждом районе проезжаешь где-то мимо таких огромных дыр. В Первомайском они есть, в Черноморском, в Сакском. Там добывали ракушечник, потом карьеры закрыли, а рекультивацию не сделали. Остались дыры, ведь проще взятку дать, чем рекультивировать землю.
С советских времён ставилась задача добывать щебень шахтовым методом. Во всём мире это считается наиболее приемлемым вариантом. Но у нас делают так, как дешевле. Вот и получается, что строи­тели становятся главными врагами крымской природы. Решение одно - закрыть все карьеры, рекультивировать их и больше не давать ни одну лицензию на разработку недр. Стройматериалы нужно во­зить с материка. Застройщики точно не обеднеют.

Валентина БУЙЛОВА.