Человек и дорога

2 Февраль 2021 458
Неисправные автомобили будут останавливать и наказывать их водителей.
Неисправные автомобили будут останавливать и наказывать их водителей. Фото Александра КАДНИКОВА.

У водителей заберут СТС

В МВД дорабатывают законопроект, который позволит сотрудникам ГИБДД приостанавливать действие диагностической карты неисправных транспортных средств и изымать у водителей свидетельства о регистрации (СТС). И сделать это можно будет сразу после фиксации нарушения. По сути, водителей будут направлять на постоянные техосмотры.

Пугающие поправки

Изменения могут быть внесены в законы «О безопасности дорожного движения» и «О техническом осмотре». Первая редакция полицейским ведомством была представлена в конце 2020 года. Теперь придётся туго всем, кто ездит на поломанных автомобилях. Если инспектор зафиксирует нарушение, он сможет аннулировать бланк техосмотра и отправить водителя на новый техосмотр. И если водитель в течение 3 суток не исправит недочёт, у него можно будет забрать СТС.
В новой редакции уточнено, что эксплуатация неисправного автомобиля будет запрещаться «незамедлительно», за исключением случаев, когда ремонт можно произвести на месте.
К примеру, перегоревшую лампу можно будет поменять, пока инспектор пишет протокол по ст. 12.5 КоАП (штраф 500 руб.). В этом случае процедура «запрета эксплуатации» не применяется. Изначально МВД планировало установить в законе запрет движения при неисправных тормозах, рулевом управлении, неработающих фарах ночью и неработающих дворниках в дождь. Однако такой запрет есть и сегодня в ПДД и КоАП. В новой редакции дублировать его не стали. При неисправных рулевом управлении, тормозах или сцепном устройстве автопоезда, как и сейчас, помимо штрафа, будет применяться еще и эвакуация транспортного средства на спецстоянку (преду­смотрено ст. 27.13 КоАП).
Инспектор в течение суток с момента наложения запрета должен внести соответствующие данные в ЕАИСТО (раньше срока не было). Однако документ ещё будут дорабатывать. Все неисправности, при которых будет применяться такая суровая мера, подробно опишут в приложении к ПДД. Предполагается, что инспекторы не будут сурово относиться к таким нарушениям, как отсутствие аптечки, неисправные противотуманные фары или стояночные огни, отсутствие опознавательных знаков («Перевозка детей», «Крупногабаритный груз» и т. д.).
Против законопроекта выступает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков АСМАП (президентом является глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичёв). Для проверки неисправностей, как правило, нужны «контрольно-диагностическое оборудование и средства измерения», пишет организация в своём заключении. Оснастить инспекторов «набором такого оборудования практически невозможно при проведении контроля непосредственно на дороге», считают в АСМАП, это потребует «существенных финансовых затрат».

Ситуация на дорогах

Около 9 часов 30 января на трассе Черноморское - Оленевка произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей. Об этом сообщает пресс-служба УГИБДД МВД по Республике Крым. По прибытии на место экстренных служб установлено, что произошло столкновение автомобилей Toyota Land Cruiser и ВАЗ-21102. Водитель иномарки выезжал с второстепенной дороги и не предоставил «Ладе» преимущество в движении. В результате столкновения пассажир ВАЗа получил травмы, несовмес­тимые с жизнью. Водитель легковушки был госпитализирован в ближайшую больницу.
На одной из центральных улиц крымской столицы водитель иномарки насмерть сбил пешехода, сообщили в ГИБДД МВД по РК. По данным ведомства, авария произошла на улице Севастопольской.
«Водитель 1972 года рождения на автомобиле Dodge двигался со стороны улицы Крымских Партизан в направлении улицы Объездной в левом ряду и наехал на пешехода 1950 года рождения, который переходил дорогу в неустановленном месте в зоне видимости пешеходного перехода», - добавили правоохранители. Пешеход скончался до приезда «скорой помощи».
На одной из улиц Керчи в ночное время инспекторы ГИБДД заметили автомобиль, водитель которого нарушал правила дорожного движения. Его попытались остановить, но он продолжил движение. Экипаж начал его преследовать. На перекрёстке нарушитель остановился на красный сигнал светофора. Требование полицейского выйти из автомобиля мужчина проигнорировал и начал движение. Сотрудник Госавтоинспекции запрыгнул в салон движущейся машины и, держась за дверь, вынудил водителя остановиться.

Снегопад? Штрафов не будет

Некоторые водители предпочитают вовсе не выезжать в плохую погоду: и штрафов не будет, и аварий.

Автомобилистам могут отменить штрафы за нарушение правил разметки в непогоду. Единственная сложность - нужно будет доказать, что линии на дорогах и правда были не видны. И попытка убедить в своей правоте может затянуться надолго.

Типичная ситуация в крымских городах после редкого снегопада - разметку не видно от слова совсем. «Посыпка» на дороге и грязь скап­ливаются на разделительных полосах. Водители, которые часто ездят за рулём, как правило, помнят, где сплошная, а где прерывистая. Но таких немного. Поэтому штраф можно получить буквально на пустом месте - обогнал машину на участке дороги с хорошей видимостью, но с непонятной разметкой, получил штраф на 5000 рублей, а то и лишение прав. Такие нарушения можно будет оспаривать.
Для доказательства своей правоты водители могут использовать записи с городских камер, заявили в МВД, в том числе и с устройств, которые фиксируют нарушения ПДД. Как уточняют в ведомстве, по действующим правилам, такие записи могут считаться доказательствами наличия или отсутствия административного правонарушения.
«Даже при отсутствии линии разметки камера фиксирует нарушение и автоматически определяет траекторию движения автомобиля, - поясняет юрист Тимур Маршани. - Однако это незаконно, потому что она снимет всё с учётом пересечения сплошной линии, а каждый инспектор должен не просто подписать, но и посмотреть, действительно ли произошло нарушение. Если же оценка не может быть дана с учётом того, что пересечение сплошной линии разметки произошло именно в результате невыполнения правил дорожного движения, и камера это зафиксировала, состав административного правонарушения отсутствует. Привлечь к ответственности будет нельзя».
В идеале, как объясняют эксперты, штрафы за нарушение, например, правил разметки, если дорога завалена снегом, вообще не должны выписываться, ведь всё, что фиксируют автоматические городские камеры, предварительно проверяют инспекторы, которые и решают направить водителю постановление о нарушении или нет.

Хочешь тюнинг? Согласуй

Российские автомобилисты не смогут получить разрешение на тюнинг машин, если в реестре нет заключения предварительной технической экспертизы и протоколов проверки, а автомобильные регистрационные знаки находятся в розыске.

Сейчас для узаконивания тюнинга сперва нужно обратиться в испытательную лабораторию для проведения экспертизы машины и вынесения вердикта, можно ли её усовершенствовать. Затем необходимо оформить в ГИБДД официальное разрешение на тюнинг. После проведения работ над автомобилем водитель обязан вернуться в испытательную лабораторию, чтобы проверить безопасность конструкции. Такие правила вступили в силу в 2019 году.
Но вскоре могут начать действовать другие ограничения. Отказ в выдаче разрешения на тюнинг принимается в следующих случаях: в реестре нет заключения предварительной технической экспертизы конструкции автомобиля на предмет возможности внесения изменений; нет протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесённых в неё изменений; агрегаты, регистрационные документы и госномера находятся в розыске; обнаружены признаки сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки автомобиля.

Валентина БУЙЛОВА.
Фото
Александра Кадникова.