«У тебя рак? Давай дружить!»

29 Декабрь 2020 290
Летом «Новая жизнь» провела для онкобольных женщин фотосессию, в ней участвовала и Эмилия. Фото автора.
Летом «Новая жизнь» провела для онкобольных женщин фотосессию, в ней участвовала и Эмилия. Фото автора.

29 декабря некоммерческая организация социальных и благотворительных программ для онкопациентов «Новая жизнь» проведёт ещё один мастер-класс по арт-терапии для больных женщин. На этот раз в Евпатории, сообщил корреспондент «Российской газеты». Для членов организации вступление в неё стало и вправду началом новой жизни. Они вновь обрели себя, преодолев страх перед диагнозом.

- Онкопациенты обычно замкнуты, редко бывает, чтобы один больной сказал другому: «У тебя рак? Давай дружить!» - говорит основатель и руководитель «Новой жизни» Эмилия Довган-Шейхмагомедова.
Сейчас она - выздоравливающая. Выздоровевшей будет считаться с середины следую-
щего года, когда отметит пять лет жизни без опухоли. До создания собственной организации Эмилия возглавила крымское отделение ассоциации онкопациентов «Здравствуй!» и руководит им по сей день.
- «Новая жизнь» - мой юридический статус, - поясняет общественница. - Оставаясь руководителем отделения «Здравствуй!», я не имела права подписи, печати и так далее. В итоге нередко сталкивалась с закономерным удивлением тех, от кого зависела материальная помощь: «А вы кто?». Теперь же я представляюсь: «Здравствуй!», «Новая жизнь».
В прошлом году, по словам Эмилии, региональное отделение ассоциации решило проблемы, с которыми столк-нулись авторы 57 обращений, поступивших за 12 месяцев.
- Были случаи, когда онкобольным не предоставили дорогостоящее лекарство, просто отказали в помощи, - говорит она. - В нашей ассоциации есть медицинский юрист, чьи консультации оказываются весьма ценными.
Вряд ли заведующая отделом интеллектуального развития детей и юношества Дворца культуры имени Горького в городе Стаханове Луганской области когда-нибудь стала бы онкоактивисткой, если бы не война, обрушившаяся на её город потоком снарядов. В начале 2015-го не в силах жить под бомбёжками Эмилия с мужем и дочерью переехали в Евпаторию.
- Нашли работу, арендовали квартиру, начали обус-траиваться, - рассказывает она. - Сказать, что я испытала стресс, - ничего не сказать! Переезд дался очень тяжело, дома под пулями остались родные. Я похудела на 10 килограммов, затем нащупала в груди шишку. Как сейчас помню, это было 29 января 2016 года. А на первый в своей жизни приём к онкологу я пришла 27 мая под нажимом близких, спустя четыре месяца, наполненных беспредельным страхом: мне скажут, что у меня рак. И мне действительно сказали. Затем были две операции и полгода терапии.
- За три недели первого курса химиотерапии не стало волос на голове, ресниц и бровей, - вспоминает Эмилия. -
В голове было одно: лишь бы жить! Но тогда все эти изменения переживала по-другому. Как все современные люди я начала искать в соцсетях информацию о поддержке онкобольных. Наткнулась на сообщество, где были женщины с тем же раком груди, они вели активный образ жизни, занимались танцами, проводили концерты, сами в них участвовали, устраивали для таких же онкобольных фотосессии. Поинтересовалась у них: нет ли похожего движения в Крыму. Сказали, что нет, и пригласили в Москву на конгресс онкопациентов.
С этого момента для Эмилии и началась новая жизнь. Последовали различные, в том числе развлекательные, мероприятия для пациентов онкодиспансера. А также мастер-классы макияжа для женщин, ухода за ногтями, волосами, кожей, по проблемам с которыми традиционно приводит химиотерапия.
И фотосессии, которые дарили их участницам веру в себя и свои силы, которые позволят при поддержке врачей победить страшную болезнь.
Помимо проведения массовых мероприятий, Эмилия занята решением правовых проблем, с которыми сталкиваются онкобольные.
- Чаще всего они встречают отказ в оказании помощи в поликлинике, на первоначальном этапе, - рассказывает она. - Результаты обследования показали, что у человека рак, он приходит в поликлинику, чтобы попасть на приём к онкологу (я сама через это прошла). Увы, нередко запись на приём растягивается на месяц, два, а то и четыре - как повезёт. В вынужденном ожидании приёма тем временем люди попросту умирают от прогрессирующего заболевания. Потому что далеко не каждый онкобольной знает, что максимальный срок, в течение которого его должен принять онколог в поликлинике, - три-пять дней (вообще, сроки приёма больных прописаны в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РК). Специалист принял меня спустя 20 минут, после того как я сообщила главврачу поликлиники, что состою в общественном совете при территориальном отделе Росздравнадзора по Крыму и Севастополю.
- Пациентов, столкнувшихся с диагнозом «рак», крайне важно поддерживать психологически, что и делают активисты «Здравствуй!» и «Новой жизни», - отметила Елена Чирва, главный внештатный онколог Минздрава РК. - Они на собственном примере показывают, что можно победить заболевание и жить, помогая онкобольным.

Алексей ВАКУЛЕНКО.