Аркадий Инин: Счастлив, когда люди улыбаются

5 Декабрь 2020 876
Фото Виктории Серебрянской.
Фото Виктории Серебрянской.

Как большинство писателей-юмористов, он в жизни кажется очень серьёзным. Признаётся, что так и есть, человек не смешливый, но, конечно, с удовольствием реагирует на забавные ситуации. Потом обыгрывает их в сценариях, и зрители на созданных по ним фильмах веселятся от души. Да и на творческих встречах не скучают. Так было и на встрече с острословом в Симферополе, на кинофестивале «Товарищ кино», и на евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров».

- А с чего же началось литературное творчество харьковского машиностроителя, Аркадий Яковлевич?
- Никаким литератором я становиться не собирался. Жили мы вдвоём с мамой, отец погиб в октябре сорок первого. Работала мама на заводе инженером, посоветовала и мне эту профессию. Поступил, исключительно, чтобы маму не огорчать. И послали нас на первом курсе в колхоз, как тогда было принято, кукурузу убирать.
В осенней грязи, под дождями... Открутиться от этого можно было только либо взяв справку о нездоровье, либо записавшись в агитбригаду, которая развлекала сельских тружеников. Вот в неё я и подался. По заданию председателей колхозов продёргивал в сатирических куплетах нерадивых работничков.
В агитбригаде у нас собрались талантливые парни и девчата, поющие, танцующие. Весело было. Там я, кстати, и жену будущую встретил. Вернулись мы с кукурузных полей и создали студенческий эстрадный театр. Меня назначили руководителем и автором текстов.
И были мы довольно известными в Харькове, на телевидении выступали. Я даже сценарий к «Голубому огоньку» написал, когда он из Москвы по городам отправился и до нашей славной Украины добрался.
- «Набив руку» на местной эстраде и на первых литературных опусах, отправился дипломированный инженер-электромеханик покорять Москву. И как приняла златоглавая дерзкого провинциала?
- Дерзкого, это вы правильно заметили. Сразу на два вуза нацелился: ВГИК и Литинститут. Приняла столица с прохладцей: много вас таких. Прочитав подготовленный мною один и тот же текст страниц на двадцать, в Литинституте сказали, что во мне не нуждаются. Зато во ВГИКе решили, что без меня кино никак не обойдётся, и допустили к экзаменам, которые я благополучно сдал. Жизнь доказала: всё, что ни делается - к лучшему: поступи я в Литинститут, писал бы толстые романы, а фильмов в моей жизни не случилось бы.
- Так уж повелось, что писателей делят на прозаиков, поэтов, есть и ещё более мелкая градация - сатирик, как и о вас пишут. А вы как к этому относитесь?
- Плохо. Писатель, он писатель и есть. Особенно смешно, когда читаешь или слышишь: писатель и поэт. Что касается меня, то я не сатирик. Студенческие куплеты были моими последними сатирическими произведениями. Сатирик, на мой взгляд, это человек который клеймит недостатки разных людей. А я полагаю, прежде чем клеймить других, надо самому стать совершенным. Иначе это просто неприлично. Я - юморист. Смеюсь не над другими, а над собой.
И если другие усматривают в этих историях себя и улыбаются, я совершенно счастлив!
- Какие фильмы по своим сценариям особенно цените?
- Я - человек из зала и мне нравятся те же фильмы, что большинству зрителей: «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода», «Отцы и деды», «Танцплощадка», «Единожды солгав», «Тонкая штучка».
- Много лет сохраняете верность одному жанру - лирической комедии. Почему?
- Другого не умею, потому как к другим жанрам душа не лежит. Миром движет любовь, поэтому все мои сценарии - про любовь и разлуку. Вообще лирическая комедия - самый замечательный жанр: зритель может посмеяться и поплакать. Но обязательно - счастливый конец. Героиню непременно выдаю замуж. Жизнь сложна и трудна, так надо хотя бы в искусстве дарить людям надежду и позитив. А вообще я человек верный не только в творчестве: с единственной женой бриллиантовую свадьбу отметили - 60 лет уже как друг друга терпим.
- Супруга гордится тем, что вы фамилию себе придумали - производную от её имени?
- Ничего не гордится: она же её не взяла себе. Это сыновья и внук у меня Инины. А мать семейства - Гуревич с ЗАГСа. Девушка из курского села терпеть не могла свою фамилию, которую пол-России носит - Иванова, мечтала поскорее замуж выскочить за первого встречного, чтобы её поменять. Тут я и подвернулся. С радостью записалась под мою родовую. Мы какое-то время под ней вместе жили.
А в 60-х, когда стало модным под псевдонимами скрываться, я и взял себе производную от имени любимой жены. Но вторая половинка моя категорически отказалась: «Инна Инина - это только для клоунессы подходит».
- Как, по-вашему - с чувством юмора рождаются?
- Думаю, да. Это - дар Божий. Но должна быть ещё определённая почва для его взращивания. Кто-то верно заметил: живи Лев Толстой в коммунальной квартире, он стал бы Салтыковым-
Щедриным.
- Автор юмористических передач на телевидении Аркадий Инин современные «юморные» программы типа «Камеди клаб» смотрит?
- Первые для интереса глянул, убедился, что «Камеди клаб» недостойная пошлятина, калька с бездарных американских передач. Да и другие - по типу того же зубоскальства. Там давно от них отказались, а мы слямзили непонятно зачем. Кстати, Паша Воля и многие другие артисты «Камеди» - блестящие импровизаторы, музыкальные очень. Могли бы найти своим талантам достойное применение.
- У вас наверняка спрашивают, как относитесь к современным отечественным фильмам, получающим престижные премии за границей и не пользующиеся популярностью у наших зрителей. Как, скажем, «Елена», «Левиафан» Андрея Звягинцева. Что отвечаете?
- Что я, как «осколок империи», этого не люблю. Есть авторское кино, а есть зрительское. Я всегда думаю, будет ли кино, в котором работаю, интересно зрителям. Авторское - это кино высоких технологий, высоких мыслей, глубоких идей, но с абсолютным презрением и равнодушием к зрителям. У авторского кино задача - попасть на фестивали и получить призы. К Звягинцеву я с уважением отношусь - он талантливый режиссёр, но фильмы его не для меня.
- Вас объявили «угрозой суверенитету Украины». Что стало причиной?
- Поездки в Крым и на Донбасс в концертной бригаде вместе с Ларисой Лужиной, Арис-тархом Ливановым, Борисом Галкиным, Борисом Грачевским и другими артистами. Всем нам перекрыли украинскую границу.
- Интересно, а на харьковской «аллее звёзд» ваше имя сохранилось?
- Увы… Теперь ведь в запрете и прекрасный международный кинофестиваль «Харьковская сирень», во время которого возле оперного театра заложили аллею с отпечатками ладоней известных земляков-харьковчан. Выломили мою ладошку, когда стал «угрозой суверенитету».
- Украинский не забыли?
- Как можно второй родной язык забыть! Я им володiю досконало. Когда слышу украинские песни или сам запою «Нiч яка мiсячна», слёзы на глаза наворачиваются. Уходят люди, помнящие, что в советской семье народов жилось не так уж худо. Им на смену приходят иваны, мыколы, тарасы не помнящие родства. Душа болит, а сердце плачет…
- Вам-то самому юмор помогает жить?
- А то! Без него никак. Да и смеяться право, не грешно, когда действительно смешно. Врачи ведь тоже смехотерапию не отрицают, как способ продления жизни. Бесплатный.

Досье

Советский и российский писатель, драматург, сценарист, актёр, публицист, педагог, профессор ВГИКа,
заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Яковлевич Инин родился в Харькове 3 мая 1938 года, в семье Якова Ноевича и Сарры Абрамовны Гуревич. Окончил с красным дипломом электромашиностроительный факультет Харьковского политехнического института и факультет кинодраматургии ВГИКа. Автор сорока кинокомедий, тридцати книг, более двухсот теле- и радиопередач, среди которых  - популярные телепрограммы «Вокруг смеха» и «От всей души!», сюжеты «Ералаша», капустники для церемонии вручения кинопремии «Ника». Среди многочисленных наград - ордена Дружбы, Почёта, Александра Невского.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.