Разгаданные тайны и перспективы

24 Ноябрь 2020 782
Подводный музей военной техники, куда в 2015 году был погружён Ил-2, планировали создать в Оленевке. Учёные уверены: в будущем подводный музей в Крыму всё же откроют. Фото с сайта rk.gov.ru
Подводный музей военной техники, куда в 2015 году был погружён Ил-2, планировали создать в Оленевке. Учёные уверены: в будущем подводный музей в Крыму всё же откроют. Фото с сайта rk.gov.ru

Пандемия и карантин оставили след на работе каждого, не исключением стали подводные археологи. Несмотря на то, что весной они вместе со всеми отправились на «дистант», намеченные на год планы были выполнены, работа оказалась результативной. Крымские учёные рассказали о результатах исследований у берегов Крыма, об основных находках и перспективах создания на полуострове новых туристических объектов.

Тайны городища Акра

Директор научно-образовательного центра «Архео­логические исследования» Севастопольского государственного университета, сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев рассказал, что прошлый и нынешний годы для исследователей были результативными. Традиционно основная экспедиция проходила на востоке Крыма, в Керченском проливе. Специалисты государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры РАН, Черноморского центра подводных исследований и Севастопольского государственного университета работали над проектом по изучению античного городища Акра. 80% этого городища находится под водой, скрыто волнами Керченского пролива. Археологами проводились как подводные исследования, так и небольшие работы на побережье, которые принесли важные и интересные результаты.
«Не секрет, мы уже давно вынашиваем идею, что когда-нибудь на Акре может по­явиться подводный парк. Очень часто, когда нас посещают туристы или наши коллеги, им мешает ветреная погода. Порой ветра дуют пять дней в неделю и под водой фактически ничего нельзя увидеть. В этом году мы заложили наземный раскоп, для того чтобы найти западную границу города. Так мы попали на очень серьёзные постройки римского времени на берегу. Что это нам даёт в будущем? Если на месте античного городища Акра будет создан археологический парк, он может включать как подводную, так и наземную часть, которую можно осмат­ривать», - рассказал учёный.
Так, на берегу археологи изучили фрагмент улицы римского периода II-III веков нашей эры, одно помещение которой погибло при пожаре. В слое пожара была обнаружена монета, ещё одну нашли в слое завала. Обе находки передали в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Специалисты-реставраторы музея вскоре расскажут о чётких датах гибели помещения.
«Это значит, что Акра имеет потенциал в качестве наземного туристического объекта. Та небольшая площадь, где-то полгектара, которые находятся на песчаной пересыпи между озером Яныш и Керченским проливом, имеет также определённую ценность туристичес­кой направленности. Таким образом, даже в шторм мы сможем визуализировать памятник», - рассказал эксперт.

Версия не подтвердилась, но находки есть

Кроме того, в этом году подводными археологами проводились исследования в Керченском проливе со стороны Тамани. Они работали у мыса Кротки, в том месте, где некоторые исследователи предполагают месторасположение одного из загадочных городов Боспорского царства - города Каракандам. Этот город упоминается лишь в нескольких письменных источниках, около двухсот лет его не могут найти. В современности сущест­вует пять версий, где может располагаться город. Одной из основных версий считалось место, где со стороны Тамани, у мыса Тузла начинается Крымский мост.
«В действительности версия не подтвердилась. К сожалению, следов культурного слоя не сохранилось, даже если они и были. Длительные северо-восточные ветра практически полностью сглаживают глину со стороны пролива, образуя ровное дно по всей площади. Фрагментов керамики найти не удалось», - рассказал директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» Севастопольского государственного университета.
Однако исследователей порадовала другая находка на этом месте. Были найдены остатки кораблекрушения середины XIX века. Корабль, возможно английской или французской постройки, разбился о подводную каменную гряду и его остатки разбросало на достаточно большой площади от 500 до 300 метров от основного корпуса (разные следы вокруг основного места крушения находили, начиная с 80-х годов прошлого века). Сейчас археологи обнаружили остатки мачты, основные материалы которой позволят унифицировать данные.

Открытие десятилетия - «Армения»

Гибель теплохода «Армения» 7 ноября 1941 года недалеко от Ялты - крупнейшая катастрофа на Чёрном море и одна из крупнейших в мире. Не одно десятилетие исследователи с мировыми именами пытались найти место крушения теплохода.
«Для нас, подводных архео­логов, для военных и государства было делом чести найти место кораблекрушения.
И наконец-то в мае мы получили весточку: «Армения» наш­лась», - рассказывает Виктор Вахонеев.
К работам Министерства обороны привлекались архео­логи из Петербурга, из цент­ра подводных исследований Русского географического общества. Они продолжают исследовать место гибели.
С учётом большой глубины задействуется передовая техника. Помимо исследовательских работ, проводится поиск и иных свидетельств: документов, мемуаров, воспоминаний родственников.
Однако, по словам Виктора Вахонеева, скорее всего, учёные не смогут конкретизировать данные о погибших на теп­лоходе. Этот вопрос навсегда останется белым пятном в истории и неразгаданной загадкой Чёрного моря.
Во время поисков «Армении» на дне Чёрного моря были обнаружены и десятки других археологических объектов разных эпох. По словам учёных, около 70% всех обнаруженных затопленными в акватории Крыма объектов датируются 1941-1945 годами.

Куда находки?

Сегодня не практикуется идея вывоза музейных экспонатов археологических предметов, которые поступают в музей, за пределы субъекта в котором они были обнаружены. Однако не каждый музей Крыма может принять археологические находки, поднятые из-под воды. Многие муниципальные или даже государственные музеи не имеют возможности обеспечить сохранность и консервацию этих предметов, не все музеи укомплектованы реставрационным мастерскими и реставраторами. Традиционно находки сдаются в Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, где сложилась серьёзная школа в сфере реставрации подводных предметов.
А вот находки из Херсо­неса, по словам заведующего отделом подводной археологии Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Андрея Букатова, отправлялись в музей в Стамбуле. Сейчас он закрывается на реставрацию и археологам придётся искать другое место для передачи артефактов. По его словам, проб­лему с хранением и реставрацией предметов, поднятых из-под воды, сможет решить только создание на территории Крыма общих музейных фондов с реставрационными мастерскими.

Сохраним под водой

В Крыму планировали создать парк, в котором туристам были бы доступны к просмотру под водой элементы затонувшей военной техники: самолёты, танки, катера, якоря. В 2015 году один самолёт Ил-2, найденный далеко от берега, был перепогружён в воду. Но, к сожалению, за пять лет к нему не присоединился ни один экспонат. Создание парка на данный момент, по словам Виктора Вахонеева, пока невозможно в связи с юридическими проблемами - разделением полномочий органов власти в вопросах сохранения культурного наследия.
С учётом дороговизны рес­таврации и реконструкции затопленных объектов создание подводного музея стало бы хорошей возможностью сохранить экспонат.
«Не всегда есть возможность профинансировать работы. В таких случаях на территории подводного музея можно будет затопить какие-то крупногабаритные объекты, которые нерентабельно восстанавливать, перенести их на единый участок с музейным статусом, обеспечить их охрану и сохранность, в том числе от чёрных археологов», - рассказал Виктор Вахонеев.
Сейчас специалисты из Института культурологии им. Д. С. Лихачёва (Минкульта РФ) работают над монографией о принципах создания подводных парков. Это может стать первым шагом к решению многолетней проблемы. Подводные археологи верят: проблема уже начала решаться и создание в Крыму подвод­ного музея - дело будущего.

Мария АЛЕКСЕЕВА.