Доступ к небу закатывают в бетон?

В Симферополе идёт борьба за аэропорт «Заводское»

23 Октябрь 2020 652
Аэродром в «Заводском» мог бы стать спасением для санитарной авиации, но, скорее всего, тут появится микрорайон.
Аэродром в «Заводском» мог бы стать спасением для санитарной авиации, но, скорее всего, тут появится микрорайон. Фото Александра КАДНИКОВА.

На юго-западной окраине города у границы промзоны и рядом с железнодорожной станцией Чистенькая более ста лет существует аэропорт «Заводское». В 1932 году тут была создана первая в СССР школа гражданских лётчиков. В XXI веке не до полётов - нужно быть приземлённее. Территорию планируют застроить домами.

Попытка №3

На территории аэропорта «Заводское» давно неспокойно. Официально здесь пока ещё действует ГУП «Универсал-Авиа». Однако значительная по размерам площадь привлекает тех, кто умеет зарабатывать деньги на строительстве. Но так было не всегда.
На территории аэропорта расположен аэродром класса Д. Он может принимать и отправлять самолёты с размахом крыла до 52 метров и максимально возможной шириной шасси до 14 метров, а также вертолёты всех типов. Долгое время в советские годы он был запасным, когда на основной нельзя было приземлиться по каким-либо причинам.
Более того, это ещё и историческое место. На территории аэропорта был создан аэроклуб. Его знаменитый лётчик Амет-Хан Султан окончил в 1938 году. В аэроклубе создан музей в честь него. Но, видимо, кто-то решил, что новый памятник в центре Симферополя вполне заменит музей. Если проект будет одобрен, на территории «Заводского» вырастут многоэтажки, школа, детские сады, больница, спортивный комплекс. И жить здесь будут «всего» 37 тысяч человек.
Это третья громкая попытка застройки аэропорта. Первая была в начале 2000-х годов, но тогда экологическая экспертиза запретила застройку аэропорта. Причина - прохождение воздушных масс через находящийся на дне межгрядовой долины аэродром - как морских бризов, распространяющихся в глубь побережья, так и сезонных северо-восточных и юго-западных ветров. Учёные заявили, что новые здания на пути воздушных масс раз и навсегда разрушат естественный механизм очистки воздуха большого города, запертого между грядами Крымских гор. Проще говоря, симферопольцы будут дышать пылью и смогом.
Вторая попытка была в 2017 году. Тогда на совещании Совмина обсуждался вопрос строительства микрорайона на этой земле. Минтранс получил распоряжение предоставить тогдашнему вице-премьеру Виталию Нахлупину согласие на «прекращение права пользования ГУП «Универсал-Авиа» земельным участком под аэропортом. Планировалось, что ГУП откажется от прав на участок, а потом его переоформят таким образом, чтобы здесь можно было построить жилой массив. Общественники такой идее возмутились, отстояли аэропорт. Но ненадолго.

Всё для людей?

По большому счёту сохранять под Симферополем почти нечего. С 2014 года, по словам местных жителей, делалось всё, чтобы уничтожить аэропорт. Сначала авиационных специа­листов не пускали на территорию, потом национализировали имущество, после куда-то исчезли автопарк, заправщики, маслозаправщики, санитарные машины, даже запчасти. Зачем так делали - специалисты не понимают. Уничтожался ценный объект, который мог бы послужить на благо людям.
«Это запасной военный аэродром, средство эвакуации людей в случае ЧП, - поясняла нашим коллегам в 2017 году Людмила Зеленина, член правления Крымской региональной общественной организации «Авиаспортклуб». - Это разрешённое воздушное пространство над ним, средства связи, готовые ВПП, где может сесть и взлететь самолет или вертолёт. Почему за три года в Крыму не создана санитарная авиация? Постоянно гибнут люди в ДТП - там, куда «скорая» едет часами из-за пробок. Есть вертолёты, которые могут быстро долететь до отдалённых пунктов и забрать пострадавшего».
И действительно в 2018 году «Заводское» служило для приёма пострадавших после трагедии в Керчи. Однако этого оказалось мало. В 2019 году на архитектурно-градостроительном совете Евгений Кабанов заявлял, что микрорайон «Заводское» станет чуть ли не подарком всем симферопольцам.
«Данный проект является основой для решения жилищного вопроса как по расселению жителей аварийного фонда Симферополя и Симферопольского района, так и реализации нацпроекта «Жильё», по плану которого к 2024 году мы должны выйти на сдачу 1300000 кв. м, что практически в 2 раза больше, чем сейчас, - объяснял вице-премьер. - Кроме того, реализация проекта по освоению территории микрорайона даст определённый задел при реализации программы ФЦП - строительство социальной инфраструктуры».

Багерово, Весёлое, теперь «Заводское»?

Противники застройки утверждают, что Симферополь задохнётся от пыли, если строи­тельство будет продолжено. Кроме того, будет похоронена малая авиация в Республике Крым. И можно не сомневаться в том, что это возможно. Примеры есть.
В Джанкойском районе есть два посёлка - Вольное и Весёлое. Ещё до войны тут обнаружили розу ветров, которая благоприятствовала полётам авиации. Вскоре в поле появился аэродром подскока с грунтовой взлётно-посадочной полосой, принявшей первые самолёты в мае 1940 года. За годы Великой Отечественной войны полк совершил 4668 вылетов. Всё время при СССР аэродром действовал, принимал самолёты, военный гарнизон обеспечивал работой не только соседние сёла. Но в 90-е годы прошлого века разруха добралась и сюда. Сначала был расформирован пятый гвардейский полк. Затем самолёты Ту-22М3 передали на аэродром в Октябрьское. Когда исчез и этот полк, 19 самолётов в соответствии с договором о параметрах раздела Черноморского флота отошли России, а 20 самолётов - Украине. Теперь капониры разобраны, всё разобрано. Рядом с останками сооружений сегодня можно увидеть лишь… курятники одного крымского предприятия.
Печальная участь постигла и аэродром рядом с посёлком Багерово под Керчью. Здесь был создан полигон для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Строго засекреченный объект был известен немногим. Но после развала СССР это изменилось. На землю аэродрома, а точнее на его бетонные плиты, позарились торгаши. Постепенно, год за годом, были уничтожены взлётная полоса, рулёжные дорожки и другие объекты.
Вполне вероятно, что список уничтоженных аэродромов пополнит и «Заводское». Нужен он Симферополю или нет, должны решить его жители, да и все крымчане. Если защищать «Заводское» никто не будет, очевидно, что тут вместо вертолётов и самолётов появятся лишь новые многоэтажки.

Валентина БУЙЛОВА.