Омайданенное приграничье

Родовые болезни бывших советских республик

8 Октябрь 2020 653
Разграбленный и подожжённый оппозицией Белый дом в Бишкеке.
Разграбленный и подожжённый оппозицией Белый дом в Бишкеке. Фото из открытого источника.

Майданом года (а возможно и десятилетия) обещают стать президентские выборы в США. Однако прежде чем начнётся главное шоу политического сезона, его организаторами разогревается и разжигается всё, что способно если не гореть, то хотя бы тлеть или искрить. На постсоветском пространст­ве топлива для цветных фейерверков предостаточно. Следом за попыткой «цветного» переворота в Белоруссии был разморожен застарелый армяно-азербайджанский конфликт. Пока боевые действия ведутся не на территории страны-участника ОДКБ, и Российская Федерация прямого участия в конфликте не принимает, призывая обе стороны к немедленному прекращению огня. Перерастание конфликта вокруг НКР в полномасштабную войну будет иметь катастрофичес­кие последствия для обеих сторон, это понимают и в Баку, и в Ереване. Турция, несмотря на громкие заявления, пока не пересекает «красных линий». Однако около 2 тысяч боевиков из сирийского Идлиба уже переправились в Азербайджан. В итоге имеем заново разогретую «горячую точку» в зоне интересов. А далее последовал очередной майдан в Киргизии.

Краткая справка

Киргизия - член ОДКБ и ЕАЭС, при этом бывшая советская республика буквально наводнена НКО. Есть существенные противоречия между Севером и Югом, а реальная власть принадлежит родоплеменным кланам, баланс интересов которых весьма неустойчив. Весьма похоже на одну «европейскую державу», поделённую на Запад, Центр и Юго-Восток, не правда ли? Поэтому майданы в Киргизии уже стали таким же обыденным явлением, как и в «незалежной». В 2005 году «цветной» переворот лишил власти Аскара Акаева, 5 лет спустя та же участь постигла Курманбека Бакиева. В августе прошлого года угодил под стражу свергший Бакиева экс-президент Алмазбек Атамбаев, которому предъявили обвинения в применении насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов, организации массовых беспорядков, организации убийства, захвата заложников, незаконном освобождении из заключения криминального авторитета Азиза Батукаева, коррупции при реконструкции столичной ТЭЦ, незаконной сделке со зданием промышленной группы «Форум» в Бишкеке и незаконном получении земельного участка в Кой-Таше. При задержании экс-президента (длившемся 2 дня) один сотрудник правоохранительных органов погиб, 136 человек пострадали. Нынешний майдан вызван недовольством оппозицион­ных партий результатами парламентских выборов. По предварительным данным ЦИК (с 98% избирательных участков), при явке 56,5% проходной барьер в 7% преодолели 4 партии из 16, принимавших участие в выборах: 2 проправительственные партии «Биримдик» («Единство») с 24,52% голосов и «Мекеним Кыргызстан» («Родной Кыргызстан») с 23,89%, а также 2 центристские партии - «Кыргызстан» с 8,73% и «Бутун Кыргызстан» («Единый Кыргызстан») с 7,11%. Такой итог не всем понравился.
Что произошло
В понедельник около 2 тысяч протестующих собрались на центральной площади Бишкека и потребовали повторного голосования. Протесты переросли в массовые беспорядки, участники которых ночью захватили тамошний Белый дом (в котором находятся парламент и администрация президента), разграбили и подожгли его. По сообщениям СМИ, было также захвачено здание правительства. Цифры ещё уточняются, но по приблизительным данным, в ходе беспорядков пострадали около 700 человек, 1 погиб.
Во вторник, после переговоров руководства Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) с участниками беспорядков находившийся под стражей Атамбаев был освобождён из СИЗО. В тот же день адвокат Атамбаева сообщил об изменении меры пресечения на домашний арест.
Под давлением улицы сначала президент Сооронбай Жээнбеков (соратник и преемник Атамбаева) допустил возможность отмены результатов голосования, а затем уже и ЦИК аннулировал итоги выборов. Созданный 6 октяб­ря Координационный совет пообещал «вернуть страну в правовое поле» и заявил, что рассматриваются два варианта стабилизации общественно-политической ситуации в стране: первый предусматривает добровольную отставку Жээнбекова, а второй вариант должны были рассмотреть депутаты на экстренном заседании, которое не состоялось по причине отсутствия кворума. Такая вот постсоветская социал-демократия с поправкой на местные условия.
Кадровые перестановки происходят с головокружительной быстротой. Киргизские источники сообщают о захватах митингующими золоторудных предприятий в регио­нах, а столичные активисты в Бишкеке собирают подписи за «люстрацию». Что ж, вполне европейская практика, если вспомнить украинский опыт.

Где полыхнёт дальше?

Кстати, 25 октября на территории «незалежной» пройдут местные выборы. И хотя исполнитель роди президента шоумен Зеленский в интервью австрийскому изданию заявил, что его партия «Слуга народа» обязательно победит, на деле в западных регионах уверенно лидирует порошенковская «Европейская солидарность», в Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской областях - медведчуковская «Оппозиционная платформа - За жизнь», а рейтинг президентской партии и самого «Зе» неуклонно падает. «Осознание обществом кризиса власти сегодня практически объединяет Украину», - заявила во вторник глава правления центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева во время презентации свежих результатов соцопроса на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина». По словам Балакиревой, вопрос «Согласны ли вы с тем, что с каждым следующим президентом жизнь становится хуже» задавался впервые. В итоге 64,8% респондентов заявили, что «Безусловно согласны» или «Скорее, согласны» с тезисом, что с каждым следующим президентом жизнь становится хуже, скорее и безусловно не согласны с таким утверждением 27,0% опрошенных, затруднились ответить - 8,2%. Для киргизского варианта, пожалуй, рановато, но при нужде поджечь ситуацию вполне возможно.
11 октября в Таджикистане состоятся выборы президента. Соперничать с действующим президентом 67-летним Эмомали Рахмоном, который баллотируется на свой пятый срок и считается безусловным лидером предвыборной гонки, будут 60-летний председатель Аграрной партии Рустам Латифзода, 68-летний кандидат от «умеренно левой» Социалистической партии Абдухалим Гаффоров, 72-летний лидер Компартии Таджикистана Миродж Абдуллоев и 57-летний кандидат от Партии экономических реформ Рустам Рахматзода. Политолог, замес­титель председателя Социал-Демократической партии Шокирджон Хакимов считает, что протестные митинги после выборов президента в Таджикистане невозможны, поскольку силовики в состоянии быстро навести порядок. Его мнение транслируют российские федеральные СМИ. Насколько оно верно, скоро увидим.
1 ноября в Молдавии состоятся президентские выборы, в которых принимают участие 8 кандидатов. И там уже не всё так благостно, как в Таджикистане: два кандидата от правой оппозиции - Октавиан Цыку от Партии национального единства и Дорин Киртоакэ от блока Unirea («Объединение») из 4 партий, выступающих за вхождение в состав Румынии, обвиняли избирком в попытке заблокировать их регистрацию. По прогнозам экспертов, во втором туре выборов 15 ноября вновь сойдутся действующий президент Игорь Додон и кандидат от партии «Действие и солидарность», дипломница гарвардской John F. Kennedy School of Government Майя Санду. На выборах 2016 года Додон победил Санду с отрывом менее чем в 5% избирательских голосов.

Вместо послесловия

На белорусском ТВ нашли хороший ответ прозападным лимитрофам: их стали называть настоящими именами, без церемоний: «бывшая УССР», «бывшая Советская Республика Литва», «бывшая Польская Народная Республика». Мало того, в шутку или всерьёз, в белорусских СМИ поднимается вопрос о правовых основах существования «незалежной», «базирующихся на беловежском сговоре, совершённом в тайне от народов без учёта их мнения в нарушение советского и международного законодательств». Если Киев не признаёт Лукашенко, с какой стати «Батьке» церемониться с «небратьями»? Помимо всего прочего, белорусский майдан предоставляет удобную площадку для отработки приёмов противодействия современным технологиям разрушения государственности. А поджоги не так страшны, как кажется, ибо как гласит народная мудрость, «что сгорит, то не сгниёт».

Николай ФИЛИППОВ.