В Китай - мороженое, в Казахстан - вино

29 Сентябрь 2020 1172
Крымское мороженое пользуется большим спросом за границей, особенно в Китае.
Крымское мороженое пользуется большим спросом за границей, особенно в Китае. Фото Александра КАДНИКОВА.

Не секрет, что успешность любого производства зависит от рынков сбыта продукции. Чем шире торговые возможности, тем выше доход предприятия, а значит, существеннее его роль в экономике страны и региона. Чтобы выявить и максимально раскрыть экспортный потенциал крымских производителей, в республике вот уже третий год проводится конференция «THE MOST к успеху». Её главная цель - развитие делового сотрудничества регио­на, популяризация экспорта среди местных предприятий и международная бизнес-интеграция, что особенно актуально в условиях санкций.

В этом году в связи с пандемией значительная часть конференции проходила в онлайн-режиме. Тем не менее в ней приняли участие представители 15 стран. В частности, в этом году форум посетили послы и консулы Никарагуа, Южной Осетии, Индии, Пакистана, ОАЭ, стран Европы и Африки. В целом в конференции участвовали представители бизнеса, финансовых структур, институтов поддержки предпринимательства, органов власти и общественных организаций.
- Год от года конференция становится всё более авторитетной и влиятельной, - считает председатель Гос­комитета по делам межнациональных отношений РК Альберт Кангиев. - Та работа, которая проводится властями республики по продвижению товаров Крыма на внешние рынки, несомненно даст свои результаты. Из года в год объёмы продаж растут, а вместе с ними - суммы поступлений в бюджет. Не говоря уже о том, как положительно сказывается расширение экспорта на международном имидже Крыма.
Более 40 крымских предпринимателей, уже освоивших зарубежные рынки и только взявших курс на внешнеэкономическую деятельность, получили возможность презентовать производимую продукцию представителям иностранных торгово-промышленных палат и обсудить дальнейшие перспективы сотрудничества и возможности экспорта.
- Спектр товаров, предлагаемых крымскими производителями, очень велик, - констатирует директор Южного регионального центра поддержки экспорта Наталья Серова. - Это, прежде всего, косметика, зерно, сельхозпродукция, оборудование. На эти категории товаров уже есть конкретные запросы у представителей Ближнего Востока и Африки. Кроме того, появляется иностранный спрос на производимые в Крыму промышленные товары.
Сейчас за рубеж в основном вывозят мясо кур, вино и мороженое. Крупнейшие иностранные потребители крымской продукции - страны СНГ и Китай. Однако спектр экспортируемых товаров постепенно растёт: за рубежом начинают всё больше интересоваться крымскими сырами, чаями, составленными из горных трав, национальными сладостями, кондитерскими изделиями, подсолнечным маслом, мясной и колбасной продукцией. Хотя, отмечают представители бизнеса, торговые представители большинства стран по-прежнему боятся вести деловые отношения с Крымом из-за санкций.
- Конечно, хотелось бы, чтобы экспорта было больше, - признаётся заместитель председателя Совета министров РК - министр финансов Ирина Кивико. - Нужно понимать, что пока не начнёт экспортировать тяжёлая промышленность, цифры будут не те, к которым мы в итоге стремимся. Тем не менее экспорт - направление бурно развивающееся и у него большое будущее. Оно, безусловно, даст Крыму и рост валового регионального продукта, и дополнительные рабочие места, и, самое главное, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет. Поэтому республиканские власти возлагают большие надежды на контракты, которые будут заключены между крымскими предприятиями и иностранными партнёрами. И вообще в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» правительство всячески помогает предприятиям выстроить международные связи, потому что малому бизнесу тяжело самостоятельно выйти на зарубежные рынки.
Между тем 68% валового внутреннего продукта Крыма создаёт именно малый и средний бизнес. Соответственно, чем больше продукции этих предприятий будет продаваться на внешнем рынке, тем выше станет вклад экспорта в экономику республики. Именно поэтому главная задача форума - расширить географию зарубежных продаж и вывести крымские товары на новые рынки.
- В этом году заключено 35 контрактов, которые сопровождает Южный региональный центр поддержки экспорта, - рассказывает Ирина Кивико. - Помимо этого, есть ещё договоры, которые крупные предприятия республики заключали сами, без содействия представителей крымских или федеральных властей. Сейчас в основном экспортируется пищевая промышленность. Прежде всего прекрасные крымские вина, которые очень полюбились в Китае и Казахстане. Большой популярностью стало пользоваться крымское мороженое, произведённое из натурального молока. Оно экспортируется на юг Китая. Мы надеемся, что представители тяжёлой промышленности Крыма тоже смогут выйти на внешние рынки, и мы начнём экспортировать наши машины и механизмы.
По итогам конференции были подписаны соглашения о сотрудничестве, одним из которых стал договор о взаимо­действии между Южным региональным центром поддержки экспорта и Республикой Чад. Оно предусматривает установление партнёрских отношений и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, направленного на развитие и поддержку предпринимателей Крыма.

Елена ЮМАНОВА.