Зри . . . в чек. Кассовый

24 Сентябрь 2020 681
Внимательным надо быть и в супермаркете.
Внимательным надо быть и в супермаркете. Фото Александра КАДНИКОВА.

Традиционно мы их не храним, выбрасывая или в корзинку прямо в магазине, или дома в мусорное ведро, причём часто даже не просматривая, не интересуясь, за что отдали деньги. Впрочем, итак понятно - за покупки в магазине: вон они, полные пакеты с продуктами, стоят ожидают разбора, зачем тут какая-то бумажка, когда вкусности куплены. А чек, что в нём интересного, одни цифры и наименования… Между тем в нём может быть много интересного, к примеру, продукты, за которые вы заплатили, а в руки даже не брали. Что делать в подобных случаях, выяснила «Крымская правда».

Было - не было

Если вы всё-таки решили проверить чек, то будьте готовы к разочарованию: иногда в нём может быть указано то, что вы вообще не покупали, а деньги за него заплатили.
- Мне так «всучили» дорогую бутылку виски, - рассказывает наша читательница Ольга. - Это при том, что я даже в отдел со спиртными напитками вообще не заходила, да и пить мне нельзя, жду ребёнка, а муж у меня вообще не пьёт принципиально.
И ладно бы, какое-то дешёвое пиво пробили, так нет, бутылку стоимостью почти полтысячи. К сожалению, я не подсчитывала, на сколько покупаю, так как брала много разного. Дома в чек заглянула случайно и увидела «покупку». Расстроилась, конечно, но что ж делать, деньги-то заплатила, вернуть их невозможно.
Возможно. Правда, придётся немного потрудиться, чтобы доказать свою правоту. Для начала надо обратиться в магазин. Как пояснил заместитель руководителя Роскачества Александр Борисов, если покупатель оплатил товар, который не приобретал, то это просто обман потребителя. Умышленный или случайная ошибка - неважно. Ответственность за это предусмотрена в виде штрафа (от 10 до 40 тысяч рублей) - по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Обман потребителей», в том числе и обсчёт при реализации товара. Штраф для крупного магазина, конечно, незначительный (кстати, для индивидуальных предпринимателей и их сотрудников - от тысячи до двух), но вряд ли им нужна такая «реклама».
Идёте в магазин, где вам «навесили» покупку, просите вызвать администратора и показываете чек, объясняя ситуацию. Факт, что вы не покупали этот товар можно подтвердить просмотром кад­ров видеозаписи, что ведётся в крупных магазинах. Если же видеонаблюдение не велось, то, как советует эксперт, «вы вправе требовать произвести сверку по номенклатуре товара, проверить физическое наличие относительно данных о продаже в системе. Нелишними будут и доводы свидетелей, если покупки делали с кем-то совместно. Обычно администрация магазина, дорожащего репутацией, идёт покупателю навстречу, проводится проверка и деньги, излишне заплаченные, возвращаются человеку. Если же в решении вопроса отказывают, то в руки вам книга жалоб. Описываете ситуацию, указываете свои контакты (фамилию, имя, адрес и телефон). Ответить, по словам эксперта Роскачества, должны в течение 5 дней. Когда нужно провести внутреннее расследование, то срок ответа может быть растянут до 15 дней. Нелишним будет и оставление жалобы на официальном сайте магазина, особенно если он часть торговой сети.
Обращение и жалоба не помогли, тогда вам уже надо обратиться в местное управление Роспотребнадзора: они вправе провести проверку, в частности затребовать проведение сверки наличия товаров и полученных денег (на вашу просьбу сделать это в магазине могут и не отреагировать).
А ещё именно Роспотребнадзор вправе привлечь нарушителя потребительского законодательства к ответственности.

Требуйте обязательно

Часто в магазинах мы вообще не берём чек - зачем лишний мусор в кармане. А иногда бывает, что чек в магазине просто не выдают, обычно не специально, а по техническим причинам: кассовую ленту зае­ло, компьютерная программа сбой дала. Нам предлагают подождать, пока исправят, но мы обычно торопимся, да и очередь может сзади напирать, зачем задерживаться. Но чек, на самом деле, вещь - необходимая, он может помочь в борьбе за свои права.
- Купила в магазине куриные окорочка для приготовления, - написала нам читательница Валентина Ивановна. - По срокам годности всё было нормально, упаковка фабричная не повреждена, а дома, как распаковала, такой дурман пошёл. Явно испорченный продукт купила. Сразу пошла в магазин, выяснять ситуацию, требовать возврата денег. А мне отказали: чека, подтверждающего факт покупки, не было - мне его просто не выдали почему-то. Повезло, что в магазине были видеокамеры, подтвердившие, что я там была и покупала. Деньги в итоге вернули. Так что обязательно берите чек, а ещё лучше - проверяйте его и то, что выбивается на кассе. Техника ведь тоже может дать сбой или кассир ошибиться. У меня так было пару раз: то не закрылся чек предыдущего покупателя и его товар к моим приплюсовался автоматически, то кассир, выбивая вручную количество одинаковых продуктов не ту цифру нажала - правда, сама и заметила, исправила. В общем, внимательными надо быть и в магазине.
А ещё внимательными надо быть при оплате на кассе банковской карточкой через pos-терминал, особенно если карта у вас бесконтактная, при которой не надо вводить пин-код.
- Может случиться какая-нибудь техническая заминка или ещё что, и получится, двойная оплата товара, - поясняет юрист Ольга Воронцова, сама оказавшаяся в подобной ситуации. - Покупки я попыталась оплатить картой, но терминал не сработал, оплатила тогда наличными, хорошо были с собой, а потом, проверяя счёт в интернет-банке, увидела, что оплата-то та прошла. Получается, заплатила дважды. Стали разбираться, выяснили, магазин вторую оплату вернул, но осадок, как говорится, остался. Поэтому будьте внимательны, если при оплате картой говорят, что не прошло, просите подтверждение этого или сразу перезвоните в банк, чтобы уточнить было списание или нет. Также подтвердить вторую оплату в этом случае поможет и кассовый чек, и камеры видеонаблюдения, обычно установленные на каждой кассе.
Так что, придя в магазин, не расслабляйтесь от обилия товара и будьте внимательны. Удачных покупок!

В тему

Если на ценнике вы видели одну стоимость товара, например, с большой скидкой, а на кассе пробивают по-другому, то вы вправе, по нормам законодательства, в частности ФЗ «О защите прав потребителей», требовать продажи товара именно по цене, указанной в торговом зале. Если на важный вам товар ценник кажется странным, огромная скидка, слишком маленькая стоимость, то можете сфотографировать его на камеру мобильного, чтобы в случае проблем предъявить фото вызванному администратору. Или же можете требовать, чтобы с вами прошли в зал и убедились в наличии иного ценника. А вот забирать его с собой, снимать с витрины сообщение о скидках - нельзя. В этом случае закон уже не на вашей стороне - хищением попахивает.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.