Султанская и бульвар

15 Август 2020 1456
Николай Султан-Крым-Гирей и его бульвар, на котором когда-то росли шикарные тополя.
Николай Султан-Крым-Гирей и его бульвар, на котором когда-то росли шикарные тополя.

В субботнем номере за 31 мая 1924-го наша газета, тогда называвшаяся «Красный Крым», опубликовала традиционную рубрику «По Симферополю» - аналог нынешних «Столичных вестей». Среди прочих городских новостей - известие о «новом поименовании улиц». Поименование было массовым, в том числе в главном городе Крымской АССР улица «в честь известного пролетарского писателя Максима Горького» и бульвар «в честь 7-й годовщины Великой Октябрьской революции, что пролетарии всего Союза Советских Социалистических Республик отметят через полгода, 7 ноября». Бульвар так и назвали Ноябрьским. А изначально, только родившись в городе, он был Крым-Гирея. А улица Максима Горького была Султанская.

В чью честь

Они просуществовали на карте Симферополя всего лишь два десятка лет, появившись в начале прошлого века, в 1902-м. Нынешние горожане в большинстве своём о них уже и не слышали, в чью честь названы - не представляют.
- А моя бабушка, Мария Чеславна, которая до Великой Отечественной жила в доме 34 на том самом бульваре Крым-Гирея, рассказывала, что и она, и соседи знали, в чью честь он назван, - говорит архивист Татьяна Соболевская. - И никак не могли привыкнуть к послереволюционному советскому имени - Ноябрьский бульвар.
Сегодня нет и Ноябрьского - он почти 65 лет назад стал носить имя украинского писателя Ивана Франко (именно полностью назвали 17 августа 1956-го, спустя четыре года имя из названия убрали). Улица Султанская с 1936-го называется в честь казнённой сто лет назад белогвардейскими карателями большевистской комсомолки, подпольщицы Фанни Шполянской. А до этого, с 1924-го,
буржуазная Султанская стала пролетарской имени писателя Максима Горького (в 1936-м городские власти решили, что он достоин улицы в центре - переименовали Советскую (Дворянскую), правда, имя из названия тоже убрали). Бесспорно и погибшая в Симферополе 19-летняя Фанни Шполянская, и Максим Горький (Алексей Пешков), работавший здесь на строительстве собора Александра Невского, достойны того, чтобы их именами назывались улицы. И Иван Франко, никогда не бывавший в Крыму, не написавший о нём ни строчки, конечно, тоже достоин. Но всё-таки отец и сын Султан-Крым-Гиреи больше иных заслужили, чтобы и именно эта улица, и именно этот бульвар назывались в их честь. Они ведь и появились у города благодаря им, благодаря младшему - Николаю Александровичу, действительному статскому советнику, управляющему Казённой палатой (на наш манер - Министерство финансов. - Ред.) Таврической губернии.
Они - потомки крымского хана Селима III Герая, но и отец, и сын были крещёными христианами, верой и правдой служили России, полуострову. Отец нашего героя, Султан Каты-Гирей Крымгиреев, рождённый в 1788 году, поступил на службу в 17-й драгунский Нижегородский Его Величества полк, участвовал в сражениях на Кавказе, а в 1816-м поручик (по нашему - лейтенант) вышел в отставку - по болезни.
- В Государственном архиве республики есть дело «О внесении в дворянскую родословную книгу Султан-Крым-Гирея с семейством», - продолжает Татьяна Соболевская. - К выходу в отставку он, принявший христианство, был наречён Александром Ивановичем Султан-Крым-Гиреем, а после получил от императора Александра I 15 тысяч рублей из казны на покупку земли. Он прекрасно говорил на русском, турецком и английском, из Англии двести лет назад привёз в Санкт-Петербург и супругу - Энн - Анну Яковлевну Нельсон-Стюарт. У них родились три дочери - Александрина (её крёстным был император Александр I), Шарлотта и Анна, и три сына - Александр, Андрей и Николай. Младшие парни появились на свет уже в Крыму, где у отца были «недвижимые имения в округе деревни Демерджи - 2 тысячи десятин (1,09 гектара) земли, при деревне Гурзуф - виноградный сад, в Алуште - 15 десятин садов, в Симферополе - дом с хозяйственными постройками». В феврале 1833-го Таврическое губернское дворянское депутатское собрание внесло отставного поручика с семейством в родословную дворянскую книгу губернии.
Кстати, с Александром Ивановичем был знаком Александр Сергеевич Грибоедов. Они встретились, когда драматург и дипломат совершал в 1825-м большое путешествие по Крыму.
«В Бахчисарае встретился с Султаном <> Писатель и общественный деятель Крыма, знаток истории и культуры края <> Султан о религии толковал очень порядочно», - так записал в дневнике автор «Горя от ума». Нашего земляка Александра Ивановича так и называли просто Султаном, а ещё - Крещёным Султаном. Благодаря ему был открыт Неаполь Скифский - до этого мраморные и известняковые плиты с барельефами просто растаскивались местными жителями для хозяйственных нужд. Султан-Крым-Гирей старший купил несколько и отправил в Одесский музей древностей Ивану Павловичу Бларамбергу. Тот вскоре приехал на раскопки на плато Керменчик, где находилось древнее городище. Историей интересовался и сын отставного поручика - Николай Александрович Султан Крым-Гирей - губернский земский гласный (депутат по-нашему) был членом Таврической учёной архивной комиссии и немало сделал для сохранения документального историчес-кого наследия полуострова.

В дар городу

Младший из Султан-Крым-Гиреев родился 22 июня 1836-го. Изначально тоже выбрал военную службу - окончил кадетский корпус, стал прапорщиком в лейб-гвардии Литовского полка (что дислоцировался у нас в городе), потом поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Окончил, ещё год прослужил, а потом, как и отец, был уволен по болезни. Подлечившись, стал судебным следователем, потом мировым судьёй в Феодосии, а в 1871-м и её городским головой на 4 года. 11 лет был предводителем Феодосийского уездного дворянства, потом - управляющим Казённой палаты Таврической губернии. Довелось служить и помощником наместника по гражданской части на Кавказе (своего рода заместитель полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе). С 1906-го
назначен к присутствию в Судебном департаменте Правительствующего Сената в Санкт-Петербурге, вместе с коллегами принимал судебные решения по государственным преступлениям в империи. На этом посту заслужил чин действительного тайного советника (генерала на армейский манер) и орден Святого Александра Невского. По воле судьбы, после смерти 13 февраля 1920-го в Петрограде, Николая Султан-Крым-Гирея похоронили на кладбище Александро-Нев-ской лавры.
- Вообще, орденов у Николая Александровича было немало, - продолжает архивист - Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира, Белого орла. А вот с наследником ему не повезло. Младший из Султан-Крым-Гиреев был женат на графине Поликсене Ивановне Гендриковой. Она была старше его на 2 месяца, родилась 22 апреля 1836-го, а пережила на год. 1 октября 1882 года у них родился долгожданный ребёнок, дочь Анна.
Позже она выйдет замуж за офицера русского флота Павла Павловича Остелецкого, участника Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. В последнюю он остался верен Российской империи, был командиром крейсера «Кагул», возглавлял десант Белой армии и флота по овладению Одессой.
В 1920-м увёл отряд кораблей в составе Русской эскадры в Бизерту (Тунис). Возможно, с ним ушла в эмиграцию и семья: Анна, урождённая Султан-Крым-Гирей, и сын, на момент окончания Гражданской войны в Крыму ему было 14, а назван в честь деда Николаем. По некоторым данным парень стал военным лётчиком.
- Мы точно не знаем судьбу потомков Николая Александровича, - говорит Татьяна Соболевская, - в архиве, в фонде Таврического губернского статистического комитета хранится лишь «Список дворов и усадебных мест Симферополя» от 3 августа 1914-го. В нём в первой части города указаны жители улицы Султанской, а на бульваре Султан Крым-Гирея, в доме №14 указана проживающей его дочь Анна. А ещё сохранилось письмо Николая Султан-Крым-Гирея от 29 августа 1914-го из Петрограда, в котором он просил Таврическое дворянское собрание выслать удостоверение, что он является последним представителем рода Султан-Крым-Гиреев, потому, что за неимением у него наследников мужского пола, данный дворянский род прекратится после его смерти. Но тогда он знал, что в память о нём и об отце у Симферополя появились улица и бульвар - ещё в 1892-м он передал городу, безвозмездно, свои земли (более 31 десятины), именуемые «Султанским лугом». Передал с ещё безымянными улицами, тротуарами, строящимся храмом (на его месте ныне памятник Богдану Хмельницкому), мостом, что на нынешней улице Менделеева.
Тогда мост был деревянным и построен на средства Султан-Крым-Гирея, и многие дома в районе были построены на его средства, 2 небольших промышленных предприятия. Дома были в основном двухэтажные, а ещё на Султанском лугу во множестве росли любимые Николаем Александровичем тополя, летом земля была белая от пуха. В наши дни даже тополей на Султанском лугу почти не осталось, а уж о том, кто такие Александр и Николай Султан-Крым-Гиреи, знают немногие. А ведь прошли всего лишь дестилетия.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.