Сезон сюрпризов: иностранцев нет, ажиотаж бешеный

12 Август 2020 681
Бесплатные пляжи Крыма заполнены отдыхающими. Но туристов так много, что они пытаются забраться и на лечебные в санаториях. Фото автора.
Бесплатные пляжи Крыма заполнены отдыхающими. Но туристов так много, что они пытаются забраться и на лечебные в санаториях. Фото автора.

Курортный сезон в Крыму начался 1 июля. Для полуострова это поздно, иначе нельзя было - коронавирусные ограничения действовали почти весь июнь. Но за полтора месяца многие владельцы отелей и гостиниц поняли, что были не готовы к тому, что сейчас происходит. Спрос на отдых на полуострове сумасшедший. Кажется, туристы готовы селиться даже в коридорах. Мы пообщались с представителями двух востребованных в Крыму мест размещения, чтобы узнать, как проходит сезон и с какими сложностями они столкнулись.

- Насколько сейчас загружены отель и санаторий? Можно ли говорить о том, что спрос выше, чем в прошлом году?
Олег Будник, Оленевка, Черноморский район:
- Конечно, спрос выше, чем в прошлом году. У нас заняты все номера, все коттеджи до конца августа. Многие бронировали с зимы, потом не отменяли бронь, ждали, когда будут сняты ограничения. Пока они действовали, мы весь бизнес поставили на паузу, никому ничего не обещали. Но как только стало известно, что сезон начнётся с 1 июля, появился спрос. Это просто шквал заявок и звонков. Мы и готовились к такому, надеялись, но не ожидали, что будет такой ажиотаж. Каждый день до сих пор приходится отказывать. Успели забронировать номера только те, кто звонили первыми. А когда случаются форс-мажоры, бронь снимается, её буквально разрывают на части, все набрасываются, звонки постоянно.
Анна Балунова, Гурзуф, ЮБК: - Я могу озвучить данные на сегодняшний день - у нас занято 46 номеров из 50, но по количеству людей мы загружены на 100%. Конечно, спрос есть и довольно высокий.
- Изменилась ли как-то география заселяющихся туристов? Например, раньше приезжали в том числе из Украины, теперь - только с материка.
О. Б.: - К нам часто приезжали туристы из Украины и Белоруссии, но теперь их нет. границы закрыты, не рискуют к нам добираться. Теперь номера заняты только россиянами. К счастью, страна у нас большая, а Крым - её жемчужина. Так что недостатка в желающих отдохнуть нет.
А. Б.: - Конечно, изменилась география туристов.
В этом сезоне - только из субъектов Российской Федерации. Иностранцев нет вообще. Лишь единицы обращаются, хотят остановиться у нас. Как правило, это те, кто уже проживает на территории страны.
- Крымские туристы останавливаются в наших отелях и санаториях? Есть у них интерес к родному полуострову?
О. Б.: - Да, крымчане постоянно интересуются Оленевкой, хотят приехать. Могу отметить, что с каждым годом спрос только растёт. Кстати, многие приезжают с Южного берега Крыма, им хочется побывать на западе полуострова. Да и море у нас чище, чем на юге.
А. Б.: - Да, крымские туристы у нас останавливаются, есть постоянные гости. Однако в этом сезоне могу отметить, что их крайне мало. Мы могли бы открыться 15 июня, но не стали этого делать, так как интерес именно со стороны крымчан был мизерный. (с 15 июня до 1 июля в санаториях, отелях и гостиницах могли останавливаться только жители полуострова - прим. ред.).
- Как изменилась работа из-за требований Роспотребнадзора? Что оказалось самым сложным, какие задачи удалось выполнить легко. Как персонал отнёсся к изменениям?
О. Б.: - Все требования Роспотребнадзора в принципе выполнимые, я не вижу рекомендаций, которые бы помешали нормально работать. Мы понимаем, что дезинфекция поверхностей, антисептики и маски - это необходимость. Один минус - ведение журналов. Нам необходимо конспектировать все измерения, постоянно что-то записывать. Я назначил людей, которые делают эту работу, но, поверьте, им есть, чем заняться. Все очень загружены. При этом отдыхающие относятся к таким мерам одинаково - не обращают внимания. У нас стоят везде антисептики, я ещё не видел, чтобы кто-то ими пользовался.
А. Б.: - Персонал отнёсся с пониманием к новым мерам, они все выполнимы. Мы установили в санатории защитные экраны, рециркуляторы и многое другое. Но самым сложным оказалось оградить наших гостей от других людей на пляжах. Это катастрофа. Мы расставили лежаки с учётом социальной дистанции, но люди ничего не понимают… К нам постоянно пытаются пробраться посторонние, которые утверждают, что мы просто обязаны пустить их на пляж и точка. Получается, что наши гости делают справки о том, что не болеют коронавирусом, а потом посторонние люди пытаются искупаться рядом с ними. Это серьёзная проблема, с которой сложно бороться. У нас нет рычагов воздействия.
- Считаете ли вы этот, несколько укороченный, курортный сезон удачным?
О. Б.: - Я уверен, что этот сезон лучше, чем прошлогодний. Могу об этом говорить уже сейчас, смотря на те цифры, которые получаю. Так много людей не было никогда! Наши технические возможности на пределе, и я знаю, что так у многих, кто связан с курортным бизнесом. Хотя я не думаю, что в следующем году будет такая же ситуация.
А. Б.: - Цыплят по осени считают, подождём, когда сезон завершится. Одно могу сказать точно - это очень непростое испытание для всех, кто работает в нашем бизнесе. Я не могу вспомнить, чтобы когда-то были такое бурное стремительное начало сезона и полная неизвестность впереди.
- Есть ли уже спрос на номера в сентябре и, возможно, октябре? Ведь многие говорят о второй волне коронавируса, как на это реагируют туристы?
О. Б.: - Да, у нас активно бронируют номера на сентябрь. Осталось немного свободных вариантов. Причём раньше люди звонили условно за неделю до приезда и были уверены, что мы им сможем предложить хоть что-то. Но теперь все видят, что места для размещения забиты. Так что бронируют варианты на осень примерно за месяц до приезда.
А. Б.: - Наш санаторий полностью загружен до конца сентября. Думаю, что всё должно быть в порядке. По октябрю не так однозначно… Есть заявки, но их немного. Возможно, это связано со слухами о второй волне коронавируса. Посмотрим, как будут развиваться события. Мы пока планируем различные акции, чтобы оценить спрос.
- Если бы у вас была такая возможность, чтобы бы вы изменили в этом курортном сезоне? Возможно, отменили бы какие-то ограничения или, напротив, ввели их.
О. Б.: - Я бы отменил бюрократию, связанную с требованиями Роспотребнадзора по коронавирусу. Мне кажется, есть смысл определённый в масках и дезинфекции, в любом случае, оценку должны дать врачи. Но какой смысл в ведении журналов? Это рутина, которая отбирает такое нужное сейчас время. Мы встретили работников, измерили температуру и всё. Так должно быть. Но приходится записывать чуть ли не каждое действие… Это может привести к тому, что репутация крымских мест размещения ухудшится. Давайте будем откровенны, не всё хорошо с сервисом на полуострове. Часто можно услышать жалобы туристов на обслуживание или отношение персонала. И вместо того, чтобы работать над этими проблемами, многие тратят время на бюрократию. Все в Крыму оказались не готовы к такому наплыву туристов, поэтому сервис может дать ещё большую просадку.
А. Б.: - Менять что-то? Даже не знаю… Наверное, ещё раз пересмотрела бы все ограничения по коронавирусу, убедилась бы, что они помогают, а не мешают работать в сезон.
Беседовала Валентина БУЙЛОВА.