Вежливая сила убеждения

Оборотная сторона конфликта в Закавказье

29 Июль 2020 582
Азербайджанские протестующие перед консульством Армении в Нью-Йорке.
Азербайджанские протестующие перед консульством Армении в Нью-Йорке. Фото из открытого источника.

Военный конфликт между бывшими советскими республиками начался 12 июля. Азербайджан сообщает, что в результате конфликта на границе погибли 12 азербайджанских военных, включая генерала. О жертвах со своей стороны сообщает и Армения. И как всегда, каждая из сторон обвиняет другую. По версии армянской стороны, причиной стала попытка прорыва азербайджанского военного грузовика через границу. Баку, напротив, обвиняет в нанесении первого удара Ереван. МИД РФ заявил о готовности выступить посредником для стабилизации обстановки в регионе. Возобновление тридцатилетнего конфликта уже привело к стычкам между представителями национальных диаспор от Берлина до Москвы.

И несколько фактов. Армения граничит с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Ираном. В Ереване находится второе по величине (после Багдада) американское посольство.
О произошедшей в Армении «бархатной революции», которая привела к власти Никола Пашиняна, можно и не напоминать.
Министерство обороны Азербайджана объявило о проведении совместных с Турцией военных учений, которые пройдут в разных частях страны с 29 июля по 10 августа. По информации Deutche Welle, в первую неделю августа состоятся манёвры сухопутных войск в Баку и Нахичевани, а с 29 июля по 10 августа в Баку, Нахичевани, Гяндже, Кюрдамире и Евлахе пройдут учения с участием военной авиации.
Очевидно, что конфликт в Закавказье напрямую затрагивает интересы России и Турции. А уж силы, заинтересованные в расколе российско-турецко-иранской коалиции, взявшей на себя ответственность за сирийское урегулирование, в представлении не нуждаются. Поэтому множественные «вбросы» о «руке Москвы» в разжигании конфликта не заставили себя ждать. Турецкая Duvar считает, что версия о заинтересованности России в обострении застарелого конфликта лишена логики.
«В период, когда российская экономика потрясена эпидемией коронавируса и её влиянием на мировой энергетический рынок, администрация Путина, с одной стороны, берёт на себя активную роль в Сирии, в Ливии, а с другой - пытается сдерживать Китай в Евразии. И применить военную силу против какой-либо страны постсоветского пространства - последнее, чего захочет Москва на данном этапе, - считает издание. - Для чего России расчищать путь к вмешательству западных игроков в регион под видом посредников, если она идёт на всё, чтобы отдалить Запад от этих территорий? Таким образом, ответ «да» на вопрос о том, разожгла ли Россия этот конфликт, не кажется разумным». Турецкая же Cumhuriyet в свою очередь отмечает, что «такие комментарии в основном исходят от кругов, ратующих за возобновление турецко-американского сотрудничества».
Своевольного турецкого президента по кличке «султан» никак нельзя назвать «другом» России и вообще чьим бы то ни было. Положение Эрдогана, пытающегося заявить свои претензии на региональное лидерство и в Сирии, и в Ливии лёгким тоже не назовёшь. Серьёзно подорвав отношения с Вашингтоном после неудачной попытки переворота страна, обладающая второй по численности армией НАТО, постоянно маневрирует и находится в шаге от военных конфликтов с Египтом и Грецией.
Решение о превращении Софийского собора из музея мирового значения снова в мечеть вызвало ажиотаж в самой Турции и легко объяснимое неодобрение во всём христианском мире.
«Стратегическая цель Ататюрка по интеграции Турции в западный мир провалилась. Вступление в Евросоюз по-прежнему остаётся недостижимой мечтой. Да и, по большому счёту, сильно утратившей былую притягательность в связи с нынешним состоянием и перспективами Единой Европы. Почти 70 лет членства в НАТО также не обеспечили Анкаре гарантии, что могучие в военном отношении союзники придут к ней на помощь для решения вооружённым путём собственных турецких внешних проблем. Или хотя бы выступят надёжными гарантами от возможного вторжения на её территорию в случае конфликта с каким-нибудь сильным противником, вроде России. Более того, с рядом членов общего альянса, в частности, с Францией и Грецией дело вообще балансирует на грани войны. Афины уже второй месяц открыто стягивают свои танки к турецкой границе. Нападать греки, безусловно, не собираются, но даже сам факт того, что турецкую атаку они считают достаточно реальной, ставит крест на идее усилиться в регионе через участие в международном военном союзе. Таким образом, в Турции возник идейный вакуум основ государственности, заполнить который Эрдоган пытается перенаправлением страны на путь пантюркизма. А так как страна собственными ресурсами небогата, то строить его он может лишь в формате имперской экспансии. Что в сущности очень похоже на стратегию развития Германии 30-х годов», - считают эксперты Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ).
«Стратегия Москвы заключается в балансировании интересов претендентов на региональное лидерство, в посредничестве между ними. Российское преимущество заключается в том, что их конфликтующие интересы и застарелые исторические обиды друг на друга значительно существеннее отдельных противоречий с Москвой. Поэтому они не объединяются против России, но каждый старается привлечь Россию на свою сторону. Россия же, сохраняя позицию честного маклера, маневрирует между ними, - считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Но и для Турции в сложившейся ситуации надёжный тыл со стороны России крайне важен. Сосредоточившись на Восточном Средиземноморье, Северной Африке и Ближнем Востоке, Турция потеряла возможность вести активную политику в Причерноморье, да и жизненных интересов сейчас у Анкары там нет. Поэтому Москва спокойно пропускала и будет пропускать мимо ушей периодические «резкие» турецкие заявления по Крыму и Карабаху, но любая попытка реальной турецкой активности в Причерноморье или Закавказье вызовет немедленную асимметричную реакцию - кто-то из соперников Анкары на других направлениях её внешней политики неожиданно резко усилится, и Турции придётся концентрироваться на нём».
Внезапная проверка готовности войск к учениям «Кавказ-2020», осуществлённая по приказу президента России с 17 по 22 июля впечатлила своей масштабностью - в ней приняли участие 150 тысяч военнослужащих, около 400 летательных аппаратов, свыше 26 тысяч единиц военной и специальной техники, более 100 кораблей и судов обеспечения. Проверка завершилась, а подготовка к учениям продолжается. Манёвры проходят в Дагестане, Северной Осетии, Чечне, а также на военных базах ЮВО в Абхазии и Южной Осетии. Напомним, что учения «Кавказ-2020» запланированы на начало сентября, в них примут участие военные 6 стран - в том числе членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Как сообщает сайт Кремля, в телефонном разговоре двух президентов, состоявшемся в понедельник, «с обеих сторон высказана заинтересованность в разрешении конфликтной ситуации исключительно мирными средствами». Президентами России и Турции была также выражена «готовность к координации усилий в целях стабилизации в регионе».
Как показывает практика, добрым словом, подкреплённым военной силой, можно добиться большего, чем одним только добрым словом.

Николай ФИЛИППОВ.