Юрий Беляев: Актёрство для меня - не игра, а способ жизни

27 Июль 2020 589
Юрий Беляев на «Солнечном острове».
Юрий Беляев на «Солнечном острове».

- Юрий Викторович, как объясните, что в вашем послужном списке больше всего криминальных авторитетов?
- Дело в том, что это нынче основная социальная категория на телеэкране. Разве что с сотрудниками уголовного розыска могут посостязаться. Когда играл первого уголовника, для меня это был очень азартный эксперимент. Потому что путешествие в такой характер было для меня интересным: что происходит с человеком, когда он оказывается один против всего общества.
- Как вживались в чуждую вам среду?
- Изучил «иерархию» в уголовном мире, тогдашнем советском, где было чёткое разделение «профессий»: медвежатник, квартирный вор, грабитель.Мой персонаж по ходу сюжета убежал из зоны, своровал кассу и совершил несколько убийств. Больше всего меня волновал вопрос - что происходит с человеком, когда он уничтожает жизнь, к которой не имеет никакого отношения. Как это влияет на психику. И как объяснить этот поступок.
- Что дала вам эта роль?
- Понял, что мне легче играть отрицательных персонажей. В театре у меня их было немного, да и те не сугубо отрицательные.
- Как сочетаются сцена и кино?
- Съёмки помогали работе в театре. К моему большому сожалению, первые отрицательные роли создали определённую типажность.
И теперь, даже если мне предложат откровенно плохой материал, но герой не принадлежит к преступному миру, скорее всего, дам согласие его сыграть. Не хочу, чтобы меня воспринимали однобоко. Потому что, так или иначе, каждый артист принимает на себя характер своего персонажа.
Я устал от того, что сыгранные мною преступники, меня как будто бы как человека очерняют, оскверняют. Мне это стало тяжело. Поэтому иногда приходится соглашаться на работу, за которую мне потом стыдно, но зато это какой-то нормальный человек.
- Приглашение на роль священника в телевизионном фильме «Спас под берёзами» было неожиданностью? Насколько близок вам этот герой?
- Приятный для меня вопрос. Это один из редких персонажей с безоговорочным знаком плюс. А получилось так. С режиссёром Леонидом Эйдлиным и его женой Ириной Муравьёвой мы поддерживаем дружеские отношения после совместной работы на Лёниной картине «Эта женщина в окне». И однажды Лёня мне звонит и говорит все: «Начинаю работу над телевизионным фильмом. Ты будешь играть батюшку».
Я, конечно, изумился: «Да что ты - несмотря на то, что крещеный, в храм хожу, но только под настроение. Не прихожанин, а захожанин…». Я вообще относился к Православию, как к источнику исторической национальной культуры. Сценарий мне Леонид прислал, я из любопытства прочитал. После чего сказал: «Буду работать у тебя бесплатно водителем, что захочешь буду делать на съёмочной площадке, но батюшку играть не буду». Предложил ему своего товарища-актёра, человека с религиозным образованием, знающего духовную русскую литературу. Режиссёр стоит на своём: «Будешь играть ты». И они на пару с Ирой меня, что называется, уломали. Тем более что Ира снимается, а она человек по-настоящему верующий. Так я и стал отцом Георгием, получив на это благословение батюшки.
- Какие ощущения испытали на съёмках?
- Вначале мне было просто физически очень плохо. Когда впервые вошёл в алтарь и облачился, чтобы выйти к прихожанам с проповедью, меня буквально трясло от волнения. Я такого никогда не испытывал ни на сцене, ни перед камерой. Помог справиться батюшка, бывший рокер, кстати. Без его поддержки мне бы не освоиться.
- Что-то в вас поменялось после этой роли?
- Поменялось отношение к церкви, к Православию. Стал заходить в храм не по настроению, а ища там свои смыслы. Эта роль стала одной из самых важных. Не очень люблю комплементы, но приятно, когда люди в храме или просто на улице вспоминают её. А фильм получился во многом благодаря очень грамотному сценарию. Он построен по принципу житийной иконы, в центре которой изображение святого, а вокруг сюжеты из его жития. Так и в фильме: в центре семья приходского священника, а вокруг - жизнь прихожан.
- Вам не хотелось продолжения?
- Эйдлину предлагали продолжить, но он категорически отказался. И я его поддержал. Работа эта хороша именно тем, что не превратилась в тягомотину, бесконечную сериальную. Она так и осталась в формате художественного телевизионного фильма.
- О чём тайно мечтаете?
- Сняться в сказке, в фильме для детей. А ещё в музыкальном фильме. Это самый демократичный жанр. Песня - один из самых коротких путей общения артиста с публикой. С первых аккордов, с первых слов возникает всё: и сюжет, и история, и отношения, и характер. Поющим актёром себя не считаю. Но сыграть бы мог. Как мой названный крёстный отец в театре Саша Кайдановский, за которого в фильме-оперетте «Под крышами Монмартра», где он блестяще сыграл, пел Сергей Менахин. В советском кинематографе музыкальных фильмов было много. Там рождались шлягеры. Это и не оперетта, и не комедия, это облегчённый жанр, но там было такое количество актёрских откровений, столько радости! Мне очень жаль, что этот жанр утрачен.
- Что дала вам сцена?
- Театр «На Таганке», где я отработал 35 лет, - театральная родина, настоящая актёрская школа. Постоянно испытываю потребность в таких жанрах как трагифарс, трагикомедия, классическая трагедия и классическая комедия. Артист растёт и воспитывается на классическом репертуаре. Снимаясь в телевизионном кино, я понимаю, что не расту, а только растрачиваюсь.
- Где впервые вышли на публику?
- В Ступинской молодёжной студии в балете по древнему татарскому эпосу «Шурале». Как не танцующий артист миманса. В спектакле народного театра «Проводы белых ночей», по очень тогда известной пьесе Веры Пановой, которую ставили во многих профессиональных театрах, тоже получил маленькую безмолвную роль - танцевал с партнёршей по прозвищу Матильда.
- Актёрство выбрали делом жизни из интереса или ради славы?
- Желание было абсолютно не мужское, пошлое - быть популярным. Быть на виду. Чтобы ходили по улицам провинциального города, в котором я жил, и говорили: артист пошёл, а мы с тобой в одном доме с ним жили. Провинциальный интеллект и полное отсутствие понимания самого себя и жизни. Сейчас понимаю, что слишком много самолюбия и себялюбия в желании популярности. А вообще играть - это наслаждение. Особенно персонажей классических произведений. И в «клумбе» замечательных, лучших артистов страны. А вообще я не считаю актёрство своей профессией. Это мой способ жизни. Как бы пафосно ни звучало.

Досье

Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР Юрий Викторович Беляев родился 28 августа 1947 года в селе Полтавка Омской области. В Подмосковье, куда переехала семья, занимался в театральной студии. После школы работал на заводе, служил в Советской Армии, был инструктором ДОСААФ, дворником, грузчиком, рабочим в постановочных мастерских МХАТа. После окончания Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина служил в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Играл на сценах театров «Эрмитаж», «Модерн». В кино ему доставались разные роли: император Александр II в «Цареубийце» и «Анне Карениной», адмирал Колчак в «Моонзунде», криминальные авторитеты, учителя, врачи, художники, священники, знаменитый гипнотизёр Вольф Мессинг. Среди многочисленных премий и призов - «Золотой овен» Гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «За многообразие таланта и воплощение образов современников», специальный приз Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ на XIV Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото автора.