Мифы о журналистике

Очень субъективное наблюдение

23 Июль 2020 653
Доминик Рааб: almost certainly (почти наверняка). Фото из открытых источников.
Доминик Рааб: almost certainly (почти наверняка). Фото из открытых источников.

Быть профессиональным адвокатом - не значит защищать невиновных. Быть профессиональным журналистом - не значит рассказывать правду. А чем больше пишется законов и правил, тем больше открывается возможностей оправдывать воров и убийц, впаривать публике откровенную ложь и несуразицу, не пересекая формальных границ правового поля. Профессионал не борется за правду, он делает то, за что ему платят. Когда главный критерий - личная «успешность», то чего ж вам боле? Помните обезьяну из анекдота: «Ну? дура, не дура, а штуку баксов в день имею»? А рассуждения о Божьем Суде и совести - удел любителей.

19 июля респектабельное американское агентство деловых новостей (того самого, владелец которого просадил впустую полмиллиарда долларов на предвыборную кампанию, не сумев понравиться демократам) выпустило сенсационный материал под броским заголовком «Российская элита получила экспериментальную вакцину COVID-19 с апреля» (авторы Stepan Kravchenko, Yuliya Fedorinova и Ilya Arkhipov). «По словам людей, высшие руководители компаний, в том числе алюминиевого гиганта United Co. Rusal, а также миллиардные магнаты и правительственные чиновники, начали получать снимки, разработанные государственным институтом Гамалеи в Москве, ещё в апреле. Они отказались быть идентифицированными, поскольку информация не является публичной»,- многозначительно сообщают авторы. Со слов неназванных людей, которые не могут быть названы, потому что у них нет подтверждений своим словам, потому что «информация не является публичной». Напомним: в мае агентству Bloomberg, после вполне резонно возникших у МИД претензий, пришлось даже отредактировать свой слишком откровенный заголовок, первоначально имевший вид «Эксперты хотят знать, почему коронавирус не убил больше русских». Как тогда шла речь о том, что «недочеловеки» не должны справляться с пандемией эффективнее обделавшихся по полной представителей «правящей англоговорящей расы», так и теперь - практически о том же. И вот, в чём almost certainly кроется причина срочного поиска сенсаций: 20 июля РИА «Новости» сообщило, что Минобороны завершило клинические испытания вакцины от коронавируса, уточнив, что речь идёт о совместных с Центром имени Н. Ф. Гамалеи тестах на базе военного госпиталя имени
Н. Н. Бурденко, откуда в этот день выписали вторую группу из 20 добровольцев. О том же сообщили центральные телеканалы, предоставив слово и самим добровольцам.
В популярных ток-шоу от души посмеялись над предложенным Bloomberg отличительным признаком «элитности». Получается, что переболевшие COVID-19 премьер-министр России и пресс-секретарь президента к «элите» не принадлежат, иначе как им удалось заболеть, получив вакцину «ещё в апреле»? Но на респектабельности Bloomberg откровенная бредовость сообщения «по словам людей», никак не скажется. Большой привет недоброй памяти «историку» Роберту Конквесту, который, не стесняясь, прямо называл слухи основным источником своих работ. И что с того? Лживые бестселлеры Конквеста и теперь неплохо продаются.
«Сегодня были опубликованы результаты I фазы клинической оценки вакцины, которую разрабатывают специалисты Оксфордского университета, подтверждающие положительную информацию, вселившую надежду и просочившиеся в прессу на прошлой неделе, - сообщает 21 июля британское издание The Spectator. - Во всём мире существует почти неприличная гонка за то, чтобы первым разработать эффективную и безопасную вакцину. Сегодняшние результаты, в сочетании с уже начавшейся закупкой партии британской вакцины, подтверждают достижения Оксфордского университета как однозначного лидера».
И плевать, что испытания российской вакцины завершились раньше, а количество пациентов, у которых наблюдались повышение температуры и недомогание, в российском случае было, мягко говоря, намного ниже «однозначно лидерских» 70%… Причина, по которой на Россию с туманных островов вылился очередной поток highly likely и almost certainly названа вполне конкретно - гонка за первенство. «Почти неприличная», по мнению англосаксов и их слуг, которым лидер всегда известен по умолчанию.
В мае британский национальный центр компьютерной безопасности (NCSC) жаловался на то, что «киберпреступники, которые действуют под патронатом правительств России, Китая и Ирана, пытаются любой ценой получить чрезвычайно ценную информацию, касающуюся противодействию COVID-19, как можно активнее направляя свою вражескую деятельность против британских университетов, а также исследовательских цент­ров и разработки новых препаратов». За несколько дней до завершения клинических испытаний российской вакцины министр иностранных дел Британии Доминик Рааб в эфире Sky News снова обвинил Россию и пообещал привлечь к ответственности, заявив (как всегда безапелляционно и бездоказательно), что
«в то время, когда мир объединяется, чтобы попытаться решить проблему COVID-19, и особенно пытается найти глобальное решение для вакцины, это возмутительно и достойно осуждения, что российское правительство участвует в такой деятельности». Задавать неудобные вопросы, почему, скажем, Трамп пытался перекупить немецких фармацевтов и зачем нужны вообще секреты, если «весь мир» ищет «глобальное решение» сообща, бессмысленно. Министр попросту соврамши, как говорил булгаковский Коровьев.
«Мы отказываемся допускать, чтобы наши инновации использовались Китаем, Россией или другими хакерами. Мы намерены предотвратить попадание лекарства в плохие руки, чтобы никто не мог использовать его в качестве рычага в своих злонамеренных целях», - заявил лидер республиканского меньшинства Палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти, представляя проект Defend COVID Research from Hackers Act. Зачем «злонамеренной» России воровать то, что якобы получила наша элита ещё в апреле, у тех, кто по жизни «лидер», но с разработкой отстаёт, не суть важно. Интереснее другое - не менее «злонамеренный» Китай пообещал, как только вакцина будет готова, сделать её доступной всем нуждающимся. Кто видит в вакцине инструмент шантажа, вопрос риторический.
Теперь оставим на время в стороне политиков, чьи порядочность, честность и принципиальность давно и многократно воспеты в соцсетях и не только. А что же журналистика? А её нет. Мифы о ней есть, легенды и былины. Рынок рекламно-информационных услуг реально существует. И весьма обширный. А ещё есть информационный фронт гибридной войны, на котором боевые действия против нас ведутся давно. В том числе - в тылу. На соответствующий поисковый запрос в «как бы российском» поисковом сервисе первыми выскакивают версии самых, надо понимать, массовых и читаемых в стране «Новой газеты», «Эха Москвы» и агентств с маловразумительными названиями, предлагающими сокращённый пересказ (или машинный перевод) всего вышеприведённого «респектабельного» сочинительства.
Сегодня российское информационное пространство загажено мошенническим спамом, недобросовестной рекламой и открыто вражеской пропагандой. В условиях, когда не спрос диктует предложение, а маркетологи и политтехнологи формируют спрос, это нормально.
Ненормально, когда одна и та же команда профессионалов, произвольно разделившись, обслуживает обе стороны фронта. На наших глазах подобное закончилось в итоге не самым лучшим образом - как для Януковича, так и для Манафорта.

Николай ФИЛИППОВ.