Беларусь предмайданная

Последняя президентская кампания Лукашенко

16 Июль 2020 1271
В конце останется только один. Коллаж с сайта Telegraf.by
В конце останется только один. Коллаж с сайта Telegraf.by

Как уже не раз отмечалось, подавляющее большинство бывших стран соцсодружества и бывших советских республик сегодня обладают лишь весьма условным «суверенитетом». А потому «майдан» в том или ином виде грозит каждой из них. Сейчас на очереди Белоруссия, президент которой, будучи не в силах поступиться личными амбициями и интересами, слишком явно идёт по следам своего бывшего киевского коллеги. Получит ли РБ прививку от «мягкой силы» или болезнь примет тяжёлую форму, как в «незалежной», пока неизвестно.

Президентская кампания в соседней условно «братской» Белоруссии уже стала самой скандальной за всё постсоветское время. ЦИК РБ зарегистрированы 5 кандидатов: Александр Лукашенко (президент Белоруссии); Сергей Черечень (председатель Белорусской социал-демократической «Грамады»); Светлана Тихановская (жена белорусского видеоблогера Сергея Тихановского, которая выдвинула свою кандидатуру, после того как в отношении её мужа было возбуждено уголовное дело); Андрей Дмитриев (сопредседатель движения «Говори правду»); Анна Канопацкая (бывший депутат парламента).
ЦИК отказал в регистрации оппозиционеру Валерию Цепкало и бывшему председателю правления Белгазпромбанка Виктору Бабарико, который считался главным соперником действующего президента Лукашенко. В качестве причины отказа председателем ЦИК Лидией Ермошиной были названы использование помощи иностранного государства и не отражённые в декларации Бабарико доходы. Напомним, что арестованный в середине июня Бабарико обвиняется в уклонении от уплаты налогов, финансовых махинациях и даче взятки. Лидия Ермошина зачитала сообщение Комитета госконтроля, в котором говорится о собственности в офшорах и выводе средств на Кипр, в Литву и Латвию. Также, по утверждению главы ЦИК, Виктор Бабарико не отразил в декларации полученные в 2020 году не менее 450 тысяч долларов, а принадлежащий Газпрому (следовательно иностранный) «Белгазпромбанк» оказывал финансовую помощь штабу оппозиционера.
Валерию Цепкало отказано в регистрации, потому что он не смог собрать в поддержку своего выдвижения более 100 тысяч достоверных подписей избирателей, а в декларации его супруги были указаны недостоверные сведения.
Экономист Ярослав Романчук анонсировал публикацию плода сотрудничества «целого ряда мозговых центров и аналитических организаций», который будет называться... Нет, не ФБК, а «Антикоррупционная платформа Республики Беларусь 2020». Объём «серой» экономики РБ, по словам Романчука, составляет минимум треть ВВП республики, а размер «коррупционной ренты», доступ к которой имеет «очень узкий круг людей», оценивается в 3-5 млрд долларов. Мотив настолько же знакомый, насколько актуальный. Помните, с чем пришёл в российскую политику модный блогер, агент Уильяма Брау­дера? Первый заместитель министра внутренних дел Геннадий Казакевич в свою очередь заявил, что в случае угрозы национальной безопасности МВД может заблокировать доступ к деструктивным интернет-ресурсам, сообщает БЕЛТА.
Итак, реальных соперников у бессменного белорусского лидера нет, падение рейтинга объясняется происками врагов, а на страже закона и порядка есть кому постоять не на коленях.
И тут, как по заказу, появляется новый (и сразу модный) блогер Максим Шабуцкий, называющий себя бывшим следователем. Действия Лукашенко и властей РБ он называет «фашизмом», а сам призывает к общенациональной забастовке и агитирует вступать в «штурмбат». Чисто по-европейски, конечно. Сов­сем, как украинские «добробаты». Риторика знакомая. Генеральная прокуратура РБ выступила с предостережением от участия в общенациональной забастовке, назначенной на утро 3 августа.
«Полагаю, с целью дискредитации самой идеи всеобщей забастовки против недопуска других кандидатов на выборы и последующей фальсификации результатов в пользу Лукашенко, и был выпущен этот Шабуцкий. Мол, посмотрите, он же за забастовку выступает, а ещё - за старт гражданской войны. Значит, мол, раз вы поддержите забастовку, то вы - за кровопролитие. Я считаю, что единственный способ для рядовых белорусов повлиять на Лукашенко - это как раз массовые забастовки и стачки. Но - без всякого намёка на дальнейший переход к насилию, - считает основатель и главред проекта PolitRussia Руслан Осташко. - Но выхода, по сути, нет. Ведь если Лукашенко намалюет себе «перемогу», то крах закредитованной по уши белорусской экономики всё равно неизбежен. Если же удастся заменить его президентом, готовым пойти на реальную интеграцию в рамках Союзного государства - то это может стать для РБ спасением. Тут уже или пан - или пропал. Только в случае забастовки сценарий «пропал» ещё можно переломить, а вот в случае удержания власти Лукашенко - вряд ли». Не будем сейчас напоминать о том, что в последнее время успел наговорить А. Г. Лукашенко. «Перлы» свергнутого украинского коллеги меркнут на фоне пламенных речей белорусского лидера, который идёт по той же кривой и скользкой дорожке. Однако пытаться заменить президента в Минске на «более правильного» Москва точно не будет. И бесполезно фантазировать на такие темы.
Идея показать избирателю страшилку в виде «нациков», чтобы победить на контрасте, далеко не нова. Недоброй памяти Партия Регионов со своим косноязычным лидером во главе активно пользовалась этим методом. И в конце концов, это плохо кончилось - и для ПР, и для всей бывшей УССР. «Янукович сам организовал своё свержение, назначив на ключевые посты врагов, предателей и слюнтяев. Редкие исключения роли не играли, - считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Рости­слав Ищенко. - Никому не кажется странным, что как среди оставшихся на Украине «борцов с режимом», так и среди украинских эмигрантов в России, а также «добрых русских людей», есть масса желающих обвинить Россию, как в самом «майдане», так и в том, что происходило пос­ле него, но никто из них не спрашивает, а что же в это время делал украинский президент?». А теперь заперешеечные «небратья» с трепетом и вожделением ждут исполнения прогноза американского генерала Бена Ходжеса: «Во время учений на Кавказе они объявят гуманитарный кризис в Крыму из-за воды, а затем скажут, что у них нет выбора. Они должны захватить дамбу в Херсоне на севере, чтобы позволить воде вернуться в Крым». Уже и французское издание AgoraVox откровенно высмеивает «нагнетание истерии» Киевом. «Думаю, психиат­рам следовало бы рассмотреть открытие на Украине целого исследовательского центра с учётом градуса безумия, которое царит среди элиты страны. Журналисты обвиняют российских коллег в наведении порчи, официальные лица без конца кричат о несуществующем российском вторжении, а кто-то путает РФ с империей - всё это представляет собой обширный материал для научных изысканий, - замечает автор статьи Кристель Неан.
Пока в РБ вроде бы ничего не предвещает подобного финала. Новый состав правительства РБ сохраняет нацеленность на достижение взаимовыгодных решений по всем актуальным вопросам сотрудничества, заверил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко во время переговоров с председателем правительства России Михаилом Мишустиным в Москве. Реляции в белорусской прессе строго оптимистичные. Но главным преимуществом РБ перед «незалежной» остаётся не экономика и не торговое партнёрство, а более дееспособная, по сравнению с украинской, система правоохранительных органов. Если они справятся, судьба бывшей БССР будет решаться голосованием, если нет - забастовками, стачками и «майданом».

Николай ФИЛИППОВ.