Единственная с «Грузии»

Два дня рождения фронтовички из Евпатории

31 Май 2020 881
Галина Дьячина (Нечаева).
Галина Дьячина (Нечаева).

По документам Галина Петровна Дьячина (в девичестве - Нечаева) родилась 4 ноября 1923 года в Евпатории. Хоть и в голодное, но уже мирное время. Но есть у нашей читательницы и другая памятная дата, второй день рождения, военный, - 13 июня 1942-го, Южная бухта, Севастополь. Тогда она была одна из полутора десятков выживших при трагедии санитарного транспорта «Грузия», уничтоженного фашистами.

- Нашей любимой тётушке сейчас 96,5 года (дай ей, Бог, жизни!), а на фронт она ушла в неполные 18 - на третий день войны, - рассказывают племянники, а их у заслуженного человека - 24. - Ускоренные курсы медсестёр и она уже трудилась в госпитале, вытас­кивала раненых с поля боя, когда фашисты подошли к Севастополю, Галина Нечаева стала одной из его защитниц. Вновь ранения, контузия - после госпиталя направили в медицинскую службу санитарного транспорта «Грузия».
«Грузия» - один из пассажирско-грузовых теплоходов, работавших до войны на линии «Крым - Кавказ», в Великую Отечественную, вместе с собратьями, стал санитарным транспортом. На нём из временно оставленной Одессы перевозили в Севастополь бойцов Приморской армии, на нём в осаждённый город доставляли из Новороссийска пополнение и боеприпасы, а обратно увозили раненых. Примечательно, что построили теплоход в Германии - для Советского Союза в 1927-м, а спустя 15 лет немцы его же и погубили. Вместе с людьми - по одним данным в тот рейс из Новороссийска в Севастополь везли более 700 бойцов пополнения (по иным людей на борту было около 4 тысяч). И несколько сотен тонн боеприпасов. 12 июня 1942-го в составе конвоя «Грузия» шла к Севастополю, их атаковали фашисты. Галина Петровна вспоминает о подводной атаке.
- По приказу капитана (тогда им был Михаил Фокин. - Ред.) все члены команды по очереди дежурили на борту, чтобы вовремя сообщить о появившемся на воде «буранчике» - свидетельстве торпедной атаки, но тот удар из-за толщи воды «буранчиком» не отметился.
Повреждения были серьёзные: заклинило руль, вышли из строя компасы, разошлись швы обшивки, корабль медленно наполняла вода. Экипаж, среди которого было немало раненых, боролся за живучесть. Тральщики «Щит» и «Гарпун» из конвоя (по иным данным - эсминец «Свободный») взяли «Грузию» на буксир. На рассвете 13 июня удалось зайти в Южную бухту, но на подходе к причалу Телефонной стенки сантранспорт вновь был атакован. В 4 часа 48 минут с бреющего полёта на него бросились пять вражеских самолётов, две бомбы попали в машинное отделение и кормовой трюм, где перевозились боеприпасы. Через 7 минут раздался страшный взрыв - боезапас сдетонировал. Корпус судна разорвало на две части. Не прошло и 10 минут, как всё затонуло. Лишь 15 тяжелораненых и контуженых моряков удалось спасти - остальные (и экипаж, и медслужба, и десантники из Новороссийска) погибли.
- Я с двумя моряками была в тот момент на носу корабля, - вспоминает Галина Петровна. - После взрыва, контуженные, мы стояли словно в оцепенении, вцепившись в поручень. Воронка, образовавшаяся от тонущего корабля, затягивала, прыгать никто не решался.
В этот момент нам на помощь бросился буксир, что стоял у причальной стенки, кинули нам конец швартовочного троса, сорвали с борта уже почти затонувшего сантранспорта. Дальше пришлось вплавь - фашистская авиация постоянно обстреливала, не давая помочь людям, оказавшимся в воде. Немец снизился над морем и обстреливал нас из пулемёта, я пряталась за плававшими по всей бухте телами погибших, только так смогла добраться до причала…
Та трагедия аукнулась нашей читательнице, теперь инвалиду войны I группы, тяжёлой контузией и больными ногами. А пять лет назад на корпусе судна, после войны отбуксированного с места гибели, установили мемориаль­ную табличку «Участникам героической обороны Севастополя от благодарных потомков». Имена многих погибших неизвестны: в военном архиве лишь несколько донесений. Борис Дракин, Константин Кузнецов, Даниил Стаматанадий, Константин Долгов, Михаил Сухач, Василий Рыжиков, Михаил Стеценко, Евгений Константинов, Сазан Лимарь, Владимир Попов, Михаил Плужников, Николай Кучеренко, Василий Бедный, Александр Королёв… Многим не было и 40 лет. Чуть больше сотни фамилий, кто был в экипаже. И множество женщин: Евгения Китевская (Кировская), Любовь Кунецкая, Варвара Митюкова, Ольга Стеб­лева, Ксения Войцеховская, Александра Чередниченко, Ирина (Ерина) Нежданова, Мария Гринверг, Тамара Торушина, Матрёна Можай, Надежда Белая, Елена Нагорная, Любовь Содова, Мария Шмагли, Алла Зиньковская, Елизавета Аганесова, Лидия (фамилия неизвестна), София Кимолян (Кишопян), Лидия Грушан (Грущак), Клавдия Яковлева, Елена Лутова, Пелагея Шматова, Валентина (фамилия неизвестна), Елена (фамилия неизвестна), Розалия Голодницкая, Нещенко, Семигановская, Крюченко, Лидия Беланова - военные фельдшеры, медсёстры… Вообще, наверное, потери мед­работников при обороне Севастополя, в городе, на санитарных транспортах - одни из самых больших в истории Великой Отечественной. Полные коллективы госпиталей погибали, как на другом сантранспорте недавно найденной «Армении», уничтоженной фашистами 7 ноября 1941-го.
Каждый год 9 мая, в день освобождения Севастополя
(а это и её заслуга), и 13 июня, в день гибели «Грузии», Галина Петровна с родными едет в город-герой. Там, у Телефонной стенки, где погибли товарищи, она опускает в воду цветы. Вспоминает. У неё, воевавшей после госпиталя и в автобатальоне, где приходилось быть не только медсестрой, но и шофёром, много наград. За службу и за труд. После войны 52 года проработала медицинской сестрой в санатории «Евпатория», ветеран труда. Но самая дорогая - медаль «За оборону Севастополя». Многая вам лета, Галина Петровна.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из открытых источников.