Письма в "Крымскую правду"

23 Апрель 2020 1298
Талоны на УЗИ в некоторых поликлиниках дают за несколько месяцев до исследования. Фото Александра Кадникова.
Талоны на УЗИ в некоторых поликлиниках дают за несколько месяцев до исследования. Фото Александра Кадникова.

«Кому нужно такое здравоохранение?»

В номере «Крымской правды» за 4 декабря 2019 года был опуб­ликован материал главного редактора газеты Михаила Бахарева под заголовком «Кому нужно такое здравоохранение?». В ней он утверждал, что современная российская система здравоохранения вынуждает людей обращаться за платной медицинской помощью, так как в поликлиниках, чтобы попасть на приём к некоторым специалистам, приходится ждать месяц, а то и больше. Кроме того, устаревшее оборудование в лабораториях порой показывает неверные результаты анализов. Частная же медицина организована главным образом не для того, чтобы лечить людей, а чтобы зарабатывать на их недугах деньги.
По мнению Михаила Бахарева, «надо срочно решить две проб­лемы. Найти место для перинатального центра (Симферополь), убрать его с территории Республиканского диагностического центра. Принять специальную программу по оснащению РДЦ самым современным оборудованием, укомплектованию квалифицированными кадрами, сделать его центром всей системы здравоохранения Крыма. Второе. Вернуть в систему здравоохранения Крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского (нынешняя Медакадемия) как самостоятельное научно-медицинское учреждение Минздрава РФ, выведя его из состава КФУ им. В. И. Вернадского».
Мы пригласили читателей к обсуждению этого вопроса. Получили много писем. В них читатели в основном выразили согласие с точкой зрения автора материала, поддержав его позицию. В сегодняшней рубрике «Письма» представляем некоторые их отзывы.

Непрофессионализм.
Бездушие. Круговая порука

В заголовке я представил главные причины, которые тормозят развитие медицины и оказание населению высококачественной медицинской помощи.
В советское время строго контролировалось качество работы медицинских сотрудников. Теперь этого нет. Случаи лечения больных за подарки были, но они были единичными и пресекались. Бесплатная медицина была не только в СССР, но и в других странах. Социализм - это социальная справедливость.
В капиталистическом мире этого не может быть, несмотря на очевидные некоторые успехи. После развала СССР мы лишились всего: и плохого, и хорошего. Но плохое победило вследствие попустительства властных структур, которые не боролись со вседозволенностью. Уровень крымской медицины в платном здравоохранении невысокий. Выпирает наружу жажда наживы. Сам на себе испытал.
Государства в Европе (и в США тем более) вкладывают значительно большие деньги в медицину, чем в России
(и СССР). При СССР врачи, инженеры, учителя нищенствовали. Процветали те
(и процветают сейчас), кто умеет «крутиться».
Крымский медуниверситет, достигнув своего апогея, рухнул, когда его подчинили Министерству образования РФ. Практическое здравоохранение и кафедральных сотрудников разделили «Берлинской стеной». Появилось двое­властие. Профессор теперь должен выпрашивать учебную комнату у главврача, который, может быть, раньше получал у него тройки. Унижение невероятное! Я это наблюдал. А зарплата главврача такая, о которой может мечтать профессор.
Крымский медуниверситет совместно с практическим здравоохранением должен быть центром медицины в Крыму. В клинической больнице должно быть единоначалие (директор клиники), должен работать единый коллектив кафедральных сотрудников и практических врачей, усилия которых направлены на оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, обучение студентов и врачей, проведение научных исследований. Кафедральные сотрудники должны быть консультантами практических врачей, их наставниками. Нецелесообразно кафедральных сотрудников ограничивать лечебной работой в объёме врача.
В учебной, лечебной и научной работах должны участвовать студенты. Научить студентов современной медицинской этике и деонтологии (учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. - Прим. ред.) должен преподаватель не в учебной комнате, а личным примером у постели больного. Тренажёры, медицинская техника, клиническая лаборатория должны быть (они ими являются) неотъемлемой частью образовательного процесса. Но они не могут заменить прямого контакта с пациентами.
Необходимо развивать у студентов клиническое мышление. В клинической группе должно быть 3-5 студентов.
В советское время однажды в течение года на кафед­ре госпитальной педиатрии Крымского медицинского института было пять студентов в группе. Опыт себя оправдал. Но с целью экономии средств это новшество отменили, не считаясь с мнением преподавателей.
А ведь чтобы стать врачом, надо пройти все этапы освое­ния медицинской помощи: младшей медсестры, медсест­ры, помощника врача. Уход за больными людьми должны осуществлять не волонтёры, а студенты.
Не надо копировать Болонскую систему. Надо брать из неё всё полезное, что будет способствовать улучшению оте­чественной медицины. А разрушать традиции отечественной медицины - преступление. Их надо совершенствовать.
Надо активно исправлять ошибки. Преодолевать те три зла, которые я указал в заголовке.

Вячеслав Казимирович СОСНОВСКИЙ,
доцент КГМУ им. С. И. Георгиевского,
врач высшей категории, отличник здравоохранения СССР, ветеран труда СССР  и России.
Симферополь.

Каждый сам себе врач

Мы, ветераны труда с. Геройского Сакского района, готовы подписаться под каждым словом статьи в «Крымской правде» уважаемого Михаила Бахарева «Кому нужно такое здравоохранение?». Давно не было такого глубокого анализа работы нашего здравоохранения. Мало того что узких специалистов не хватает, так установили порядки, при которых попасть к ним невозможно: по записи, только через 3 недели. А потом говорят, что люди занимаются самолечением.
А что делать? Боль терпеть не хочется. Вот и получается, что каждый сам себе врач.
Обидно то, что такое отношение не только к ветеранам, но и к молодым людям. Вот у нас был такой вопиющий случай. У 18-летнего парня при прохождении медкомиссии перед армией была обнаружена киста. Врач в сакской клинике сказал, что нужна операция, но для большей убедительности или снятия с себя ответственности дал направление в Рес­публиканскую поликлинику им. Семашко. Мать парня, инвалид I группы, находящаяся на диализе, в конце ноября повезла его в Симферополь. Но несмотря на все её просьбы, уговоры, мольбы, их не приняли, записав к урологу только на 19 декабря. И это тогда, когда у него на руках была повестка на 13 декабря. Не отсрочил и военком. И где гарантия того, что в воинской части не окажутся такие же чёрствые, бездушные люди, которые тоже не окажут ему при необходимости вовремя медицинскую помощь?
А то, что, как вы пишете, в Конституции страны необходимо закрепить, что здравоохранение и образование должно осуществляться только государственными учреждениями и только бесплатно, мы в этом уверены и полностью поддерживаем ваше бесспорное мнение.

Г. В. КЛИМЕНКО, Л. И. КОЛОСОВА и ещё 14 подписей.
с. Геройское Сакского района.

Вот так охрана здоровья

Вот ещё одна картинка к прочитанной мной статье Михаила Алексеевича Бахарева «Кому нужно такое здравоохранение?». Мне надо было записаться на приём к терапевту. Пришёл в регистратуру в 7.30, но там уже очередь. Достоялся, и оператор мне вдруг сообщила, что терапевт принимает на третьем этаже в порядке «живой» очереди. Раньше надо было выстоять одну очередь, а теперь - две. Но деться некуда, надо было подниматься на третий этаж в свои 80 лет. А у меня одышка, отдыхал на каждой площадке, но всё-таки дошёл. А там - очередь человек сорок, стоят плотно у двери, чтобы никто не пролез, дышат друг другу в лицо. Кашляют и чихают. Видимо, именно это и называют «охраной здоровья». Постоял, понаблюдал - очередь почти недвижима. Недовольство, ругань, крики. Я понял, что не выстою, так как сесть даже негде, всё занято, столпотворение. Вынужден был уйти домой заниматься самолечением.
Спускаясь по лестнице, решил зайти на второй этаж другого здания (администрации поликлиники) к главному врачу К. В. Гайдарёву, но там встретил только уборщицу, которая сказала, что главный врач приходит только после восьми часов и начинает свой день с кофе. И я понял, что точно надо уходить, никому я здесь не нужен. И, понурив голову, пошёл я домой, вспомнив слова Н. А. Некрасова «И пошли они, солнцем палимы,/ Повторяя: «Суди его Бог!»,/ Разводя безнадёжно руками,..».

П. М. ДОРОНИН.
Бахчисарай.

Верните советское здравоохранение!

В номере «Крымской правды» за 4 декабря прошлого года я наконец-то прочитал то, о чём говорят и чем возмущаются все мои родственники, знакомые и люди в поликлиниках и других местах. Все они согласны с тем, что написал Михаил Бахарев в своей статье «Кому нужно такое здравоохранение?».
Для меня посещение поликлиники или больницы - ужас. Не везде, конечно, так плохо, есть очень хорошие медработники, высококлассные специа­листы.
Вот один случай из моей жизни. Я - врач высшей категории, у меня - ИБС (ишемическая болезнь сердца. - Прим. ред.), аритмия. Наблюдаюсь у кардиолога, но попасть к нему на приём не могу, так как для этого нужно записаться к терапевту и взять направление, но даже к терапевту записаться - большая проблема. Это нормально? Такая маршрутизация пациентов почти полностью развалила остатки советского здравоохранения. Даже 3 года назад такого не было, можно было попасть к любому специа­листу без направления.
Я сам вынужден часто обращаться в частные клиники. Хотя считаю, что их вообще не должно быть. Верните советское здравоохранение! Необходимо срочно вернуть мединститут в Минздрав!
И где разворованная в 2014 году гуманитарная помощь из больницы Семашко? Кто из главврачей вернул незаконно полученные сотни тысяч якобы зарплаты?

Борис Васильевич  КУЧЕРЕНКО.
Симферополь.

Оксана ПАВЛЕНКО.