Удалиться и не разориться

Что делать работодателям в условиях борьбы с пандемией

27 Март 2020 572
При изменении места выполнения производственных заданий уровень оплаты труда не меняется.
При изменении места выполнения производственных заданий уровень оплаты труда не меняется. Фото Александра КАДНИКОВА.

Коронавирус одним махом нанёс сразу два серьёзных удара. Первый пришёлся по психике легковозбудимых граждан, кинувшихся выгребать из магазинов запасы гречки, второй - по мелкому и среднему бизнесу, который в дни вынужденного простоя понесёт большие убытки. Государство, конечно, чем сможет, тем поможет, но многие проблемные вопросы предпринимателям придётся решать самостоятельно. Главный из них - как наладить удалённую работу и как по закону должен оплачиваться такой труд.

Кто оплатит карантин?

Объявленная президентом выходная неделя - своего рода мягкая форма карантина. Многие будут освобождены от обязанности ходить на работу и не понесут из-за этого каких-либо финансовых убытков.
У работодателей ситуация диаметрально противоположная. Работники будут сидеть дома, ничего не делать и за это им придётся платить зарплату. По состоянию на вчера, во всяком случае, никаких постановлений, обязывающих социальные фонды компенсировать работодателям сохранённую зарплату, не выходило. Впрочем, многие расходы в случае со всей этой ситуацией с распространением коронавируса возьмёт на себя государство в лице Фонда соцстраха.
По данным на четверг,  под наблюдением врачей из-за ситуации с коронавирусом находилось около 1,5 тысячи крымчан. Это те, кто побывал в странах с неблагополучной ситуацией по заболеваемости  новым коронавирусом, и те, кто так или иначе контактировал с заражёнными. Все эти люди, по сути, находятся на карантине и не имеют права покидать стены своих домов или медучреждений.
На время карантина выдают больничный лист. Даже если работник не болен - у него нет температуры, кашля и одышки - всё равно будет больничный. Работодатель в данном случае будет обязан оплатить его.
Если стоит код «01» - работник болел. У него могла быть обычная ОРВИ или коронавирус, это неважно.
В таком случае три дня работодатель оплачивает за свой счёт, остальные дни - за счёт Фонда социального страхования (ФСС). Это обычный порядок оплаты.
Если стоит код «03» - работник на карантине. В таком случае все дни оплачиваются за счёт ФСС. То есть, работники на карантине в какой-то степени даже выгоднее для работодателей, чем болеющие, потому что ФСС возместит всю сумму пособия.
В интернете ходят слухи, что за дни карантина никаких выплат не положено. Это неправда. Работодателю не придётся тратить свои деньги, их полностью возместит Фонд социального страхования. Но если оформление неофициальное или зарплата в конверте, тогда всё по договорённости.

По возможности «удаляемся»

Очевидно, что за неделю передышки, организованную президентом, ситуация с распространением коронавируса в России никак не разрешится. А значит, всем работодателям предстоит так или иначе перестраивать работу своих предприятий. Некоторые рекомендации по этому поводу дали в Министерстве труда и социальной защиты Крыма. В частности, предлагается три варианта: перевести работников на дистанционную работу, ввести режим гибкого рабочего времени или оформить простой.
Для того чтобы перевести сотрудников на работу на дому, работодатель должен:
1. Определить списки работников, переводимых на удалённую работу на дому, и порядок организации работы. Порядок организации работы подразумевает под собой график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому.
2. Издать приказ о временном (на период мероприятий, направленных  на нераспрост­ранение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), переводе сотрудников на удалённую работу на дому и ознакомить с ним работников. Перевод на удалённую работу должен проходить с учётом производственных возможностей, т. е. важно убедиться, что у вашего сотрудника есть ресурсы для выполнения этой работы, или вы можете ему предоставить необходимую технику/материалы.
«Отказать в возможности временно работать из дома - право работодателя. Однако мы рассчитываем, что все работодатели с пониманием отнесутся к необходимости противодействия распространению коронавирусной инфекции и организуют работу на дому для всех сотрудников, чей функционал позволяет выполнять производственные задания из дома», надеются в Министерстве труда и соцзащиты Крыма.

Меньше народа, больше кислорода

Для тех работников, которые не могут быть переведены на дистанционный режим, в Минтруде предлагают рассмотреть возможность введения работы в режиме гибкого рабочего времени (статья 102 Трудового кодекса Российской Федерации), позволяющего избежать скопления работников в организации.
При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учётных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
При введении режима гибкого рабочего времени необходимо предпринять такие же кадровые мероприятия, как и при переводе на дистанционную работу.

Непростой «простой»

Как вариант, можно официально оформить «простой». В некоторых случаях это позволит сэкономить зарплатный фонд. Тем, кто решится на оформление простоя, первым делом нужно зафиксировать его начало. Для этого оформляются такие документы, как служебные и докладные записки, акты, распоряжения вышестоящих органов. Затем издают приказ о простое. В приказе следует указать: время начала и окончания простоя, причину простоя, по чьей вине произошёл простой, на каких работников распространяется простой, размер оплаты времени простоя, должны работники присутствовать на рабочих местах или нет.
Для учёта времени простоя также нужно составить листки учёта простоя (для отдельных работников) или актов о простое (для структурных подразделений или организации в целом). Они составляются в произвольной форме с обязательным указанием дат начала и окончания простоя, причин возникновения, должностей, Ф.И.О. работников (работника) или наименований структурных подразделений (подразделения) организации, приостановивших работу.
Далее время простоя отражается в табеле учёта рабочего времени. Если, издавая приказ об объявлении простоя, работодатель не знает время его окончания, то потом издают второй приказ - об окончании простоя.
Если сотрудники были освобождены от работы, их следует уведомить об окончании простоя.
Основные задачи работодателя - правильно оформить простой, сообщить в службу занятости, установить его причину и правильно оплатить данный период сотрудникам.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.