День, когда мы проиграли, чтобы выиграть

К очередной годовщине событий «Крымской весны»

26 Февраль 2020 673
26 февраля 2014 года. Противостояние.
26 февраля 2014 года. Противостояние. Фото Александра КАДНИКОВА.

Начиная с 2014 года, «Крымская весна» начинается в феврале. Сегодня - годовщина одного из самых ярких дней шестилетней давности. Поражение, понесённое в тот день, предопределило последующую победу. Некоторые политики, призывавшие тогда к умеренности и покорности, сделали верные выводы и в итоге - неплохую карьеру под российским триколором. А нам посчастливилось выжить и вернуться на Родину.

Накануне, 25 февраля группой крымских экспертов, общественников и журналистов был организован сбор подписей под обращением к крымскому парламенту с требованием перед лицом нависшей над полуостровом в результате государственного переворота в Киеве опасности вернуть Конституцию от 6 мая 1992 года и назначить референдум о статусе Крыма. Число неравнодушных крымчан, поддержавших эти требования утром, измерялось десятками, а после полудня - тысячами. К собравшимся вышел глава парламента Владимир Константинов, и, пообщавшись с народом, назначил на следующий день внеочередное заседание сессии Верховного Совета АРК. Отметим, что в те дни между Верховным Советом автономии и контролировавшими Крым «макеевскими» назревали нешуточные разногласия: исполнительная власть во главе с Анатолием Могилёвым пыталась договориться с победившей в Киеве хунтой, а крымские депутаты начинали понимать, что их готовятся «слить». Каждый год 25 февраля авторы и подписанты встречаются в сквере Победы - там, где всё начиналось. А «свергнутый» 6 лет назад Могилёв уютно обосновался в Киеве, благо пенсия позволяет. Но тогда события развивались стремительно, впереди была неизвестность и в перспективе - большая кровь.
Противник, гораздо лучше организованный и поддерживаемый Киевом, сориентировался быстро. Лидерами нелегального «меджлиса» (запрещённая в РФ организация) была объявлена всекрымская мобилизация и организован подвоз массовки и «пехоты». Утром 26 февраля группы экстремистов «меджлиса» (организация запрещена в РФ) и конкурировавших в мирное время с ними строителей всемирного халифата - членов запрещённой в России и нескольких десятках стран мира партии «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» при участии прикомандированных Киевом «десятников» в хорошо знакомых по майдану красных куртках заняли позиции перед входом в здание крымского парламента. Боевики были экипированы газовыми баллончиками, стек­лянной крошкой и прочими средствами «гражданского протеста», позволяющими калечить оппонентов.
Со стороны «Русского единства» пикет был подчёркнуто мирным. Кроме относительно небольшого числа безоружных казаков, в нём стояли активисты молодёжных организаций и даже пожилые женщины. Как позднее рассказывал организатор и первый лидер народного ополчения Михаил Шеремет, «спецсредства» в наличии имелись, но их использование и даже просто ношение в тот день были строжайше запрещены. Сегодня можно по-разному оценивать это распоряжение, но оно, во-первых, сберегло несколько жизней, а во-вторых, позволило чётко определить виновников бойни. Ещё несколько тысяч русских активистов и просто неравнодушных крымчан, отрезанные меджлисовцами и их массовкой от входа (и соответственно объективов фото- и телекамер) бестолково топтались на прилегающей к зданию улице Жуковского. Экстремисты вполне успешно применили опыт прежде организованных нелегальным «меджлисом» (организация запрещена в РФ) массовых беспорядков и киевских майданов. Так же, как 6 октября 1992 года, захвата здания парламента не планировалось, нужна была демонстрация возможностей это сделать, демонстрация силы. Итог известен. Переломы давно срослись, но двух человеческих жизней - Игоря Постного и Валентины Кореневой - никто никогда не вернёт. Внутри Верховного Совета, сессия которого была сорвана из-за отсутствия в зале кворума (часть депутатов не смогла попасть в здание, а кое-кто предпочёл переждать смутное время), ораторствовал номенклатурный комсомолец, бизнесмен и главный крымский «бютовец» Андрей Сенченко, щедро раздавая квоты в будущем правительстве: треть портфелей - ему и киевским, треть - меджлисовским и целая треть - русским (напомним, что у «Русского единства» в ВС АРК было всего три мандата). Согласия Сенченко не спрашивал. Он вещал.
В это же время боевики ворвались в здание и, разгромив гардероб, позволили себя уговорить мирно удалиться. Демонстрация силы состоялась. День 26 февраля закончился поражением крымчан. Дальше планировалась резня, следствием которой стал бы затяжной и жестокий межэтнический конфликт и превращение полуострова в очередную «горячую точку» на карте мира. Но появление «вежливых людей» на рассвете 27 февраля сорвало эти планы. Представители особо привилегированной этнополитической группы надолго исчезли с улиц. Они знали, чего бояться, потому что судили по себе.
И совершенно напрасно. Потому что мы - не они.

Николай ФИЛИППОВ.