Вся прелесть акварели

26 Ноябрь 2020 358
Светлана Глазунова, Александра Кугушева и Екатерина Бородина (слева направо).
Светлана Глазунова, Александра Кугушева и Екатерина Бородина (слева направо). Фото Александра КАДНИКОВА.

Ощутить её можно в залах Симферопольского художест­венного музея на XIII биеннале крымской камерной акварели имени основателя проекта Рудольфа Подуфалого.

Раз в два года чистая акварель царит и властвует в течение двух месяцев, радуя открытиями, изящным стилем.
Организаторы не отступают от основного критерия, который изначально ставился во главу угла: оригинальность и совершенство. Это тот принцип, по которому из большого количества работ формируется экспозиция. Выставка с каждым из 25 пройденных лет наращивает потенциал и расширяет географию. Многие художники, отойдя от этой техники, даже сменив её на живопись, специально к биеннале возвращаются к ней. Среди таких - мастера, достигшие высокого профессионального уровня, Николай Дудченко, Василий Трусов, Татьяна Зинькова, Виктор Платонов, Александр Кропко, Александр Марьяхин, Игорь Шипилин, Елена Молчанова и многие другие. Выставка укоренилась и живёт, влияя на творческий процесс каждого из её участников, на развитие крымского искусства в целом. С каждым годом на ней всё больше работ с оригинальным сюжетом, манерой и стилем, артистическим решением, изысканным вкусом. К когорте крымских акварелистов давно уже присоединились мастера из разных российских городов и даже дальнего зарубежья.
- Длительные художест­венные проекты являются летописью художественной жизни, - отметила на открытии выставки искусствовед, заместитель директора СХМ Светлана Глазунова. - Проходя по экспозиции, мы остро чувствуем, как изменилось время по сравнению с тем, когда родилась биеннале.
И это позволяет говорить о выставке, как об исследовательском проекте, который позволит ощутить дух времени. В этом году экспозция менее объёмная, но более качественная. Трудно остановиться перед какой-то картиной и сказать: вот безу­словный лидер. Понимаешь, какая сложная задача стоит перед профессиональным жюри.
Не менее сложная задача и у оргкомитета: удерживать должный выставочный уровень и показывать всё разнообразие техник акварельной живописи, стилей и тем.
- Изначально биеннале была задумана как чисто крымская, - заметила заведую­щая экспозиционно-выставочным отделом Александра Кугушева. - Но мы рады, что в ней хотят участвовать и мос­квичи, и питерцы, и художники Иркутска, Екатеринбурга, Рязани и многих других регионов. И всё же подавляющая масса участников - крымские художники, продолжающие многолетнюю традицию, которая идёт от великих предшественников - Максимилиана Волошина, Михаила Казаса, представителей старшего поколения наших современников Анатолия Козлова, Виктора Платонова. И традицию эту не просто сохраняют, а развивают.
Частенько спрашивают: почему именно биеннале? На этот вопрос ответила научный сотрудник музея Екатерина Бородина:
- Выбранный двухгодичный формат неслучаен: российские и европейские арт-обозреватели считают, а мы с этим согласны, что именно он определяет пульс художественного процесса. У нашей выставки есть перспектива развития. Об этом говорят многие факты. В том числе и то, что её первые участники значительно продвинулись и получили известность за пределами полуострова. Среди них Юля Карлова, вошедшая в этом году в число финалистов универсальной выставки акварели Индокитая. Москвичка Юлия Кирилина, которая два года назад впервые представила у нас свои работы и получила приз зрительских симпатий, вошла в сотню отобранных участников в международный проект акварелистов «Надежда 20-го года». Мы ждём, когда и наши мэтры, работающие в разных жанрах, в том числе и психологическом портрете акварелью, станут участниками престижных международных проектов. Все основания для этого у них есть.
На закрытии выставки
9 января не только узнаем имена обладателей Гран-при и призёров, но и станем участниками лотереи по входным билетам, купленным в любой день посещения выставки, в которой будут разыграны картины художников.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.