Юрий Кара: Искусство должно говорить о том, как должно быть

7 Ноябрь 2020 1320
Фото Вадима Подлиняева.
Фото Вадима Подлиняева.

Наше знакомство состоялось на Ялтинском кинофестивале, где Юрий Викторович представлял свой фильм «Я - кукла», неоднозначно воспринятый критикой. Потом были встречи на Одесском кинофестивале, в международном медиа-клубе «Формат А3» в Симферополе, на Севастопольском международном фестивале «Святой Владимир». В день рождения мастера самое время вспомнить фрагменты из бесед, ярко характеризующие подход режиссёра к профессии и его жизненную позицию.

- Юрий Викторович, вас записали в основоположники криминальных фильмов и осуждали за преподанный урок жестоких пыток раскалённым утюгом в «Ворах в законе». Но ведь это была не выдуманная история?
- Конечно, нет, такое было в середине 80-х прошлого века на самом деле. В основе фильма третья часть знаменитого романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» - «Чегемская Кармен». Я думал, что это чисто литературное произведение, когда брался за него. А оказалось, что писатель вывел реальных людей в реальных событиях в Абхазии. Приехав выбирать натуру в Сухуми, я с ужасом узнал, что девочку отец застрелил за непотребное поведение, а все остальные персонажи живут, милиционер работает, вор сидит в тюрьме. Когда местные власти узнали, о чём собираюсь снимать, меня мгновенно выдворили оттуда, сказав: «Да вы что, этот вор настолько популярен у молодёжи, что после вашего фильма его только первым секретарём обкома ставить». И я уехал снимать в Крым. Вышедший фильм в Абхазии запретили, и многие оттуда приезжали в Москву его посмотреть. «Я - кукла» - мой протест против насилия, жестокости, равнодушия к тому страшному, что происходило на самом деле.
- Вы как-то сказали, что картина «Мастер и Маргарита» - осуществление мечты всей жизни. Обидно, что к зрителям она пришла только через восемнадцать лет, после версии Владимира Бортко?
- Ещё как обидно! Но не потому, что снят другой фильм, а потому, что ушли многие, работавшие над картиной вместе со мной: Михаил Ульянов, сыгравший Воланда, гениальный композитор Альфред Шнитке, написавший великолепную музыку.
- Критика обвиняет вас в том, что «извратили» шекспировское произведение, осовременив Гамлета, посадив его в гоночный автомобиль, а произносить знаменитый монолог «Быть или не быть?» отправили голым на камень в море. Ваши аргументы в пользу такой версии?
- Да, мы осовременили древнюю историю. Первоначально проект назывался «Гамлет. История повторяется». Но когда на съёмках молодые люди в массовке стали спрашивать, когда же уже Гамлет встретится с Джульеттой, я понял, что для них это надо заново рассказать. Поэтому назвал картину «Гамлет. XXI век» и отправил шекспировского героя в наше время. Не идеального, слишком увлечённого развлечениями. Чтобы молодые люди задумались над вечными вопросами: быть или не быть, кем быть? Ощутили свою ответственность за то, что происходит в мире. Для меня главное - не пересказать текст, а понять автора, прочувствовать, и передать атмосферу, которую он заложил. Не только я, а каждый к классическому литературному тексту подходит по-своему.
- Нынче принято делить кино на арт-хаусное и зрительское. Какое снимаете вы?
- Не знаю, кто что вкладывает в эти понятия, но мой фильм «Воры в законе» в своё время побил все рекорды зрительского успеха. «Завтра была война» продан в сорок восемь стран мира. Вот и судите, какое это кино. Есть люди, которые умеют снимать кино, а кто не умеет, говорит, что снимает арт-хаус, и не виноват что его не поняли. Ерунда это. Внятно выраженное всем понятно. И нечего невнятность прятать за «арт-хаус».
- Помнится, вы собирались снимать фильм по книге Аксёнова «Остров Крым». Не получилось?
- К сожалению. Оказалось, Аксёнов продал авторские права одной голливудской фирме, а та и сама не сняла, и нам не дала снять. Аксёнова уже нет, а права так у неё и остались. Но желание поработать в Крыму сохранилось. Мечтаю снять картину о советском разведчике Николае Кузнецове - настоящем, а не выдуманном герое. Именно такие должны быть примером для молодёжи, а не выдуманные джеймсы бонды.
- Кто, кроме Сергея Герасимова, у которого учились во ВГИКе, оказал на вас профессиональное и человеческое влияние?
- Среди моих учителей - великий Куросава, который говорил, что, «любой режиссёр «запланирован» на два-три хороших фильма: «Нельзя говорить, что человек не режиссёр, надо дать ему попробовать. Многие ошибочно полагают, что овладеть этой профессией легко. Но получается, увы, далеко не у всех». Эти слова поддерживали в сложные времена, когда сталкивался с недопониманием, а то и неприятием того, что делаю. Запомнил на всю жизнь слова Никиты Михалкова: «Хочешь остаться в профессии - качай мускулы. Бить будут постоянно». Он прав: били не раз. Не в прямом смысле, физичес-ком, конечно, а в словесном.
От критиков пощады не жди. И нужно быть к этому готовым. Ни под кого не подстраи-ваться, а гнуть свою линию.
- Работа с кем из артистов вам особенно запомнилась?
- С Евгением Евстигнеевым - однозначно. Таких актёров, что называется, днём с огнём не сыщешь. С Гафтом общаться не просто, но уж больно интересно! Потому что человек талантливый. Ему много прощается. В том числе и звонки часа в три ночи, когда я уже сплю, а он свои эпиграммы пишет или поэму, и поделиться не терпится.
- Большой интерес на Севастопольском фестивале кино и телефильмов нравственного содержания «Святой Владимир» вызвала ваша картина «Королёв». Это ведь тоже подлинная история?
- Безусловно. Мы мало знали о молодости гениального изобретателя, преодолевшего на пути к мечте застенки НКВД, нечеловеческие условия золотых приисков ГУЛАГа. А эту историю Королёв где-то за год до смерти рассказал Леонову и Гагарину. А снять этот фильм мне предложил к столетию Сергея Павловича Королёва дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, отметив, что это коллективное решение космонавтов, посмотревших мой фильм «Завтра была вой-
на». Фильм не документальный, а художественный. Мне кажется, удачным выбор актёра на главную роль - Сергея
Астахова. Работая над сценарием, я встречался с соратниками Королёва, среди которых Борис Евсеевич Черток, Георгий Михайлович Гречко. Очень помогла дочь Сергея Павловича Наталья Сергеевна, которая дала материалы из своей книги «Отец» и некоторые личные вещи Сергея Павловича. Мы их использовали в картине. Документальной хроники нет, но факты все - реальные.
- Вы четыре года возглавляете жюри «Святого Владимира». Чем он вас привлекает?
- Интереснейшей программой художественных и документальных фильмов и телепередач, духовно-нравственной и семейной направленностью. Из них можно узнать много нового об истории России и её замечательных людях, для которых слова Бог, Родина, патриотизм, семья, дети - основополагающие.
Я здесь получаю удовольствие и пищу для размышлений о путях нашего Отечества.
- Размышляя о сути искусства, какое дали бы ему определение?
- Его уже дал древнегреческий философ Аристотель: «История говорит о том, что было, а искусство должно говорить о том, как должно быть». И я с этим полностью согласен.

Досье

Режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Юрий Кара родился 12 ноября 1954 года в городе Сталино УССР (ныне Донецк). До того как попасть в киномир, выпускник донецкой физико-математической школы и Московского института стали и сплавов успел поработать инженером-радиофизиком в родном городе и даже стать кандидатом физико-математических наук. Потом были учёба во ВГИКе и первая, дипломная, картина «Завтра была война» по повести Бориса Васильева, которая стала большим успехом и свидетельствовала о том, что отечественный кинематограф пополнился новым талантом. Успех был закреплён картинами «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Мастер и Маргарита». Все картины этого режиссёра отличаются новаторством, зрелищностью, индивидуальным оригинальным подходом к самым актуальным темам современности. В марте 2014 года Юрий Кара был среди деятелей культуры РФ, подписавших обращение в поддержку политики Владимира Путина на Украине и в Крыму.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.