Константин Одегов: Моя жизнь - смесь реальности и мистики

12 Август 2020 476
Константин Одегов на «Святом Владимире». Фото автора.
Константин Одегов на «Святом Владимире». Фото автора.

Крымчане познакомились с Константином на пятом Севастопольском фестивале кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир», где его фильм «Рисунки дождём» стал призёром в номинации «Игровое кино».

- Если бы вы о кино с детства, как многие, не мечтали, наверное, не занимались профессионально спортом?
- Есть много в моей жизни примеров, которые можно назвать мистикой, а можно промыслом Божиим. Я родился через 60 лет после Хемингуэя, ровно день в день. Да ещё день оказался иконы Казанской Божией матери. Первый фильм я увидел в пять лет. Это была картина режиссёра Наума Бирмана по одноимённой повести Владимира Кунина о фронтовой авиации. И я навсегда заболел кино. Занимался несколько лет хоккеем, потому что он кормил. Росли мы с сестрой без отца, надо было помогать маме. Желание попробовать себя в кинематографе не только не проходило, а крепло.
- И когда же окрепло настолько, что стало делом жизни?
- После того, как я год отыграл в американской хоккейной команде «Anchorage Aces» и вернулся в Тюмень. На телевидение возвращаться не хотелось, поэтому создал свою киностудию. Дебютировали мы документальным фильмом о боксёре Константине Цзю «Золотой мальчик». Тогда его никто не знал, а через два года мой тёзка стал чемпионом мира среди профессионалов, «Золотого мальчика» показали по ОРТ. Я снял о нём ещё два короткометражных фильма - «Профессионал» «Чемпион», и получилась трилогия. Это короткометражные фильмы.
- Потом перешли на полнометражные?
- Документальный полнометражный фильм у меня один - «Распутин Новый. Без покрова», о земляке, старце, прозорливце, о личности которого и о его влиянии на судьбу России до сих пор не умолкают споры.
- Почему вдруг Распутин?
- Заинтересовал. И не совсем «вдруг». Работая на телевидении в 80-е годы, я снял зарисовку небольшую о жительнице села Покровского Анфисе Анатольевне Моториной, которая знала Григория Ефимовича. К сожалению, в те годы я не понимал до конца роль его, и у меня не было добротных источников для изучения. Тогда был только художественный фильм «Агония» Элема Климова.
И сделал документальную картину, в которой использовал интервью с Моториной.
А Распутина блестяще изобразил замечательный актёр Владимир Толоконников, известность которому принесла роль Шарикова в фильме «Собачье сердце».
- А почему именно Толоконников? Он же совсем внешне не похож на Распутина.
- Владимир - мой любимый артист. И это только на первый взгляд не похож.
А история была грустная перед съёмками. Пишу сценарий под Толоконникова, не сомневаясь, что он захочет принять участие в картине. И неожиданно слышу: «Какое кино? Лежу со сломанной шейкой бедра, поскользнулся по пути в театр». Попробовал его заменить тюменским актёром, не получается. Прошло время, звоню Толоконникову поздно вечером в свой день рождения. Сообщаю, что отправил ему текст. В восемь утра звонок: «Вылетаю, встречай». Вывезли его на коляске. Снимался, сидя на стуле Распутина.
А после съёмок стал ходить, и даже не хромал. А что касается непохожести, кино - великий обманщик, а Толоконников энергетикой своей взял, и все поверили в созданный им образ.
- Наигравшись с документальным кино, взялись за игровые? Что для дебюта выбрали?
- Повесть Юрия Полякова «Небо падших». Фильм называется «Игра на вылет». Мне тогда уже сорок было. Следом ещё один - «Парижская любовь Кости Гуманкова», тоже по Полякову. Снимались известные французские актёры Ив Бретон, Жан-Франсуа Делон, звезда мирового кино Мишель Мерсье. Себя я на главную роль определил.
- Сценарии сами пишите?
- Да, в первом Юрий Михайлович сделал несколько поправок, а во второй уже не вмешивался, сразу дал добро. Для меня делать всё по автору - себя не уважать. Это ведь, по сути, совсем разные произведения - литературное и кино. Я делаю своё произведение.
- Но за основу же авторскую вещь берёте?
- Трижды брал. Потом стал сам писать. «Рисунки дождём» - по моей повести «Я знаю, что ты есть!». Есть, конечно, примеры шикарнейших экранизаций, которые точно передают литературные произведения. Для меня это прежде всего «Всадник без головы» советских времён и «Собачье сердце» Владимира Бортко. На роль Преображенского было много актёров. А на Шарикова один Толоконников, больше никого не пробовали. Я в Толоконникова в той картине влюбился, но даже представить себе не мог, что он у меня в четырёх картинах снимется, и мы станем самыми близкими друзьям. В «Рисунках дождём» Володя уже был тяжело болен. Он у меня, кстати, бесплатно работал, кроме «Наследников», когда мы только познакомились.
- Почему у студии такое название - «Прессинг»?
- А «прессинг» - спортивный термин хоккейный: активная оборона. Время было сложное, когда мы создавали своё дело, надо было защищаться. Не нападать, а не давать развить активные противодействия.
- Делать фильмы - дело не дешёвое. Где деньги берёте?
- Зарабатываем, кредит берём под залог квартиры нашей с женой, она в нашей кинокомпании и исполнительный директор, и продюсер, и редактор. За «Наследников» десять лет рассчитывались. Есть друзья, спонсоры, которые помогают, но потом же отдавать надо. Полный бюджет тебе никто не даст, поэтому тащишь на себе.
- Все фильмы в Тюмени снимаете?
- «Парижскую любовь» и «Наследники» делал на «Мосфильме», где попал на студию Данелия. Не могу назвать его учителем, но он был со мной очень любезен, даже аренду не брал с меня. Восемь лет я в Москве прожил, опыта поднабрался.
- Призы неотъемлемая часть имиджа?
- Какие бы призы не давали, аудитория широкая про них не знает. Зрители помнят только фильм. Или не помнят. Конечно, полученное в Канне, Оскар - определённая марка. Но следующие поколения будут помнить только фильм. Что с того, что у Германа-старшего есть «Серебряный лев» за «Бумажного солдата»? Кто его знает, и кто его будет смотреть? Абсолютно посредственная картина.
- А какой же тогда резон участвовать в фестивалях?
- Представить фильм на фестивале - сейчас единственная возможность показать свой труд зрителям и критикам, и хоть как-то его пропиарить: в прокат не берут, в телевизор не пускают, если ещё и на фестивали не давать…
- Кто кроме Толоконникова у вас в любимых актёрах?
- Приятно было с Сашей Домогаровым работать. Он, у кого полный портфель главных ролей, в «Игре на вылет» в эпизоде снялся. У Любы Полищук вообще слов не было. Куравлёв пять минут в кадре был, но как работал! Личности!
- Под чьими словами известных коллег вы бы подписались?
- Под многими реального гения Андрея Тарковского. Например, под этими: «Главная задача искусства - это разрешение духовного кризиса, царящего во всём мире».

Досье

Кинорежиссёр, продюсер, киноактёр, журналист Константин Владимирович Одегов родился
21 июля 1959 в Омске. Играл в Тюменской хоккейной команде «Рубин». После окончания факультета журналистики Тюменского государственного университета работал в телекомпании «Регион-Тюмень»  корреспондентом, редактором, спортивным комментатором. В 1992-1993 годах играл в профессиональной хоккейной команде США «Anchorage Aces». Вернувшись на Родину, открыл частную киностудию «Прессинг». В фильмографии сценариста, режиссёра, продюсера более 70 документальных фильмов, среди которых «300 лет одиночества» о профессиональном путешественнике, писателе, художнике Фёдоре Конюхове. 40 фильмов-путешествий по странам мира. В игровом кино - четыре картины. Среди многочисленных наград - призы российских кинофестивалей «Литература и кино», «Улыбнись, Россия», духовного кино «Десять заповедей», Сретенского православного «Встреча», «Алые паруса» в Артеке.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.