Память рода
Многие ли знают историю своего рода, имена предков, их родные места, профессии? Увы, за суетой мы забываем расспрашивать, узнавать, хранить память. Родным симферопольца Игоря Шайтана повезло, потомок не только сохранил фотокарточки, но и по рассказам, по архивным документам восстанавливает историю рода. Простых караимских семей из Крыма, тружеников, врачей, которым в своё время были благодарны многие жители города.
Игорь Александрович тоже выпускник медицинского института. А как иначе, если и мама, и папа, и дедушка, и двоюродные дедушка и бабушка посвятили жизнь благородному делу.
- Наверное, так рассуждала и моя мама, Евгения Иосифовна Шайтан (Кискачи в девичестве), когда после десятилетки 11-й фабрично-заводской школы, сдавала экзамены в Крымский медицинский институт, - рассказывает читатель. - Она родилась 20 декабря
1922-го, долгожданный ребёнок у 32-летней рукодельницы, выпускницы симферопольской женской гимназии Аджикей Самуиловны (в девичестве Борю) и 36-летнего военврача Иосифа Яковлевича Кискачи. Бабушка родом из Бахчисарая, многодетная семья караимского мещанина - два сына, три дочки.
А дед был из мелитопольской купеческой семьи, по окончании 7 классов местного реального училища сдал экзамены на знание латыни в Симферопольской мужской казённой гимназии. И осуществил детскую мечту, поступив на медицинский факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе. Успешно окончил в 1913-м и работал земским врачом. Когда началась Первая мировая, мобилизован - зауряд-военврач 49-го пехотного Брестского полка. Служил в румынских Яссах, в Севастополе. В 1915-м награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечом и бантами - «за отличие в делах против неприятеля». Дедушка Иосиф и бабушка Аджикей поженились в августе тревожного 1917-го.
В разные годы в Симферополе семья Кискачи жила на Караимской, Малобазарной (Некрасова), Фонтанной (Сергеева-Ценского). И Гражданскую войну, и фашистскую оккупацию в Великую Отечественную пережили здесь. Иосиф Яковлевич, искусный терапевт и педиатр, помогал землякам даже в очень тяжёлое время. Он работал во 2-й центральной страховой амбулатории, что находилась на углу Фонтанной и Севастопольской. Кстати, там работал и его шурин (брат жены) Эзра Самуилович Борю, выпускник Симферопольской мужской гимназии и Санкт-Петербургской Императорской военно-медицинской академии, а его супруга, Анна Давидовна Тотеш, была сестрой милосердия. В войну помогали партизанам, собирая медикаменты для отправки в лес, спасали горожан. Во все времена пользовались большим уважением у симферопольцев. Работал Иосиф Кискачи и в 3-й поликлинике, и в детской, и в областной больнице. После освобождения полуострова в 1944-м был членом комиссии по установлению фашистских злодеяний по Новогородскому (Центральному) району Симферополя. Иосифа Яковлевича не стало в 1951-м, Аджикей Самуиловна пережила любимого на два года. Их похоронили на караимском кладбище (теперь на его месте инженерно-педагогический университет), когда некрополь ликвидировали в 1981-м, потомки перезахоронили прах супругов на Абдале.
- Мамины родители успели выдать дочь Евгению замуж, а вот о нас, внуках, Игоре и Татьяне, уже не узнали, мы родились после их ухода, я в 1955-м, сестра - в 1957-м, - продолжает читатель. - Наши будущие мама и папа, Александр Ильич Шайтан, познакомились в 1950-м, сосватала мелитопольская караимка Сара Наумовна Кефели. Хотя, наверное, эта любовь была предначертана судьбой, ведь ещё их отцы в детстве были соседями, правда, вряд ли дружили - 10 лет разницы в возрасте. Дедушка по папиной линии, Илья Исаакович Шайтан, родился в Феодосии в 1876-м, в семье перекопского мещанина, добывавшего соль на Сиваше и продававшего её в Мелитополе. В этом городе, в собственном каменном доме, семья и поселилась в 1885-м, дед окончил караимское приходское училище, а вот реальное - не удалось: потеряв в 16 лет отца, стал работать, содержать маму и четырёх сестёр. Был заготовителем, торговал бакалеей в своём небольшом магазине, после Гражданской войны работал в артелях «Пищепром» и «Бирлык», где изготавливали сладости. Был членом городского караимского благотворительного общества. Когда летом 1910-го в Феодосии дед сыграл свадьбу с Анной Яковлевной Арабаджи, его товарищи вместо поздравительных телеграмм сделали в честь бракосочетания денежные пожертвования в пользу общества, помогавшего бедным караимам. Бабушке по папиной линии, Анне Яковлевне, в год свадьбы исполнилось
30 лет, она дочь феодосийского купца, в Феодосии окончила и женскую гимназию, вела домашнее хозяйство. Троих детей вырастили, Изабеллу, что родилась в 1911-м, Ольгу, 1913 года, и Александра, 1919-го, - моего отца. Образование дали хорошее: старшая дочь окончила бухгалтерские курсы, средняя - Феодосийский гидрометеорологический техникум, сын - Одесский мединститут. Ольга и Александр - участники Великой Отечественной. К счастью, дожили до Победы, выжили в оккупации и Изабелла с родителями. После войны семья собралась в освобождённом Мелитополе: отцу отпуск дали. Надпись на памятном снимке: «Наша семья после четырёхлетней разлуки». Одна из последних встреч - в 1949-м не стало Анны Яковлевны, спустя год - Ильи Исааковича. Они так и не узнали, что младший сын женился, внуки родились.
- Наши мама и папа поженились 17 февраля 1951 года - большую караимскую свадьбу сыграли в Симферополе. А потом вновь месяцы разлуки - служба, работа.
И трогательные письма, полные любви, - рассказывает Игорь Александрович. - Мама, врач-терапевт, работала в Софиевке Симферопольского района, потом вС Симферополе- областной военкомат, 1-я и 7-я поликлиники. Она прекрасно играла на аккордеоне, участвовала в художественной самодеятельности, была членом родительского комитета в моей 9-й школе. А папа, фронтовик, военврач, после свадьбы вернулся на службу - в военные лагеря в Тамбовских лесах. Демобилизовался в 1956-м, семья окончательно воссоединилась в Симферополе. Папа - капитан медицинской службы, спустя несколько лет такое же воинское звание присвоили и маме. Работал отец в 1-й и 3-й городских поликлиниках, четверть века - участковым врачом на Украинке. Он прекрасно пел, тоже участник художественной самодеятельности, стихи писал. Увы, 1 марта 1981-го нашего Александра Ильича не стало, спустя почти 2 года, 14 февраля 1983-го, не стало и его любимой Евгении Иосифовны. Она так и не увидела внука, которого назвали Евгением. Но мы помним их, родителей, дедушек, бабушек - наши корни.
Игорь Александрович перебирает фотокарточки, записи, рассказывает. В его словах чувствуется гордость за караимский род, что с честью вынес все испытания, за предков - они продолжают жить в памяти потомков.
Евгения, Аджикей и Иосиф Кискачи.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из архива читателя.