Воспитан на примере отца

8 Май 2020 401

Память о Великой Отечественной войне, о Великой Победе - важнейшая основа идентичности нашего народа, духовный фундамент «Крымской весны».

Для меня, как и для сотен тысяч крымчан, как для миллионов людей в России и странах бывшего СССР, память о войне имеет глубоко личное измерение. Это не абстрактная история, а то, с чем есть живая, кровная, генетическая связь. Судьбу моей семьи, как и многих миллионов других семей, невозможно отделить от судьбы нашего Отечества.
Мой отец Андрей Сергеевич Константинов был узником концлагеря Заксенхаузен в Германии, совершил побег в 1945-м, воевал, получил контузию и тяжёлые ранения, которые давали о себе знать всю оставшуюся жизнь.
Отец попал в лагерь подростком. До войны его семья жила в селе Владимировка Тираспольского района Молдавской ССР, сегодня это территория Приднестровья. Оккупанты расстреляли часть жителей Владимировки, а другую часть угнали в Германию. В их числе был и мой отец. Гнали людей пешком, практически не кормили, и многие умерли по дороге от голода. Отец потом часто говорил нам - вы не знаете, что такое голод, что такое есть дохлятину, есть варёные копыта… И это практически всё, что нам было известно о его концлагерном прошлом. Сам он никогда об этом не рассказывал. В советские годы это была неудобная тема, а отец был убеждённым коммунистом. Кстати, поначалу он даже не считался участником войны, потому что тем, кого призвали в последний военный год, этот статус не присваивали. И только в «брежневские» времена ситуа­ция изменилась.
Мы, дети, тоже никогда не расспрашивали отца о концлагере. Мы знали, что он участвовал в Берлинской наступательной операции, был награждён медалью «За взятие Берлина». И лишь под конец жизни отца я вдруг осознал, что в каждодневной суете мне мало было известно об этом периоде его жизни в годы войны.
И постарался, насколько это было возможно, наверстать упущенное.
Некоторые моменты из его воспоминаний особенно врезались в память. Однажды после американской бомбёжки заключённых вывели на расчистку улиц от завалов. А на поверке одного из узников не досчитались. Начальник лагеря - кстати, инвалид, потерявший руку на Восточном фронте, - собственноручно застрелил двоих соседей беглеца по нарам, которые спали справа и слева от него. Такой был порядок в лагере. А потом этот мнимый беглец нашёлся - оказывается, он просто обессилел от голода и непосильной работы, упал, и пролежал где-то несколько часов, потому что не мог ходить, а не то, что сбежать. Начальник лагеря застрелил и его. «Ваш русский Бог любит Троицу», с издёвкой сказал фашист узникам, которые были свидетелями этой расправы.
Во время одного из налётов бомба разрушила ограждение лагеря, и группе заключённых, в которой был и мой отец, удалось сбежать. В этой группе были и итальянцы. Ночами беглецы пробирались в сторону линии фронта, а днём прятались. Итальянцы помогали ориентироваться по надписям на немецких указателях. К счастью, узникам удалось добраться до своих. Отец рассказывал, что они своими глазами видели знаменитую «прожекторную атаку» наших войск в начале Берлинской наступательной операции, когда одновременно были включены сотни мощных зенитных прожекторов, ошеломившую немцев.
Сбежавшие узники получили оружие и влились в действующую армию. В боях за Берлин отец, как я уже сказал выше, получил сильную контузию и тяжёлые ранения - его лёгкие были пробиты осколками. Всю жизнь его мучил надрывный кашель. Спустя много лет врачи в ходе проведения МРТ обнаружили застрявший в лёгком осколок, который не показывал ни рентген, ни другие методы исследования.
Отец был честный, очень идейный и патриотичный человек, хотя, как потомок раскулаченных, мог, наверное, затаить злобу на свою страну. Это было действительно стальное поколение. Свой патриотизм отец передал нам, детям. Я уверен, что вот этот личностный момент в патриотическом воспитании очень важен. Плюс, конечно, воспитание в школе, книги, фильмы, общая атмосфера. Всё это позволило мне и моим сверстникам сформировать чёткую и ясную картину мира - что есть добро, а что - зло.
И когда в 2014 году пришло время сделать выбор, я понял, что есть ценности, через которые я переступить не могу. Что есть черта, которую нельзя перейти, а всё остальное - деньги, власть, даже личная безопасность - не имеет значения. Вот это и должно быть главной целью патриотического воспитания, чтобы каждый человек знал, где эта черта, и никогда ни при каких обстоятельствах не мог её переступить. Если мы воспитаем в России таких граждан, то нашему Отечеству не будут страшны никакие катастрофы, никакие внешние или внутренние угрозы. Всегда будут люди, которые готовы, как наши фронтовики, умереть, но не сдаться, а значит, всегда будут силы остановить разрушение, предательство, поражение.
Поздравляю крымчан с 75-летием Великой Победы!

Владимир Константинов,
председатель Государственного Совета Республики Крым.