«Вниз! К вражеским танкам»

20 Март 2020 2847
Аршавир Аракелович Миносян. На других фото он слева с боевыми товарищами (возможно, в шлемофоне рядом - воздушный стрелок).
Аршавир Аракелович Миносян. На других фото он слева с боевыми товарищами (возможно, в шлемофоне рядом - воздушный стрелок).

«Вниз! К вражеским танкам,/ К цистернам,/ Винтом/ На чёрные вражьи колонны…/ На них самолёта пылающий ком/ Он бросил рукой опалённой». Эти строки написала ленинградская поэтесса Людмила Михайловна Попова. Она родилась 29 декабря 1898 года, в Великую Отечественную была корреспондентом «Известий», «Ленинградской правды», «Боевой тревоги», «Сталинского сокола», сотрудником ленинградского радио. В 1942-м добровольцем ушла на фронт: служила авиа­техником 1-й ремонтной базы 13-й Воздушной армии, награждена медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды. Очень много произведений посвятила авиаторам, сражавшимся на фронтах войны. Стихотворение о наземном самолётном «огненном таране» написано в память о подвиге экипажа Николая Гастелло. 26 июня 1941-го экипаж бомбардировщика 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, выполнив боевое задание, был подбит огнём вражеской зенитки. 34-летний Николай Францевич Гастелло, 24-летний Григорий Николаевич Скоробогатый, 19-летний Анатолий Акимович Бурденок и 22-летний Алексей Александрович Калинин приняли решение направить горящий самолёт в скопление вражеской техники. Посмертно командир экипажа стал Героем Советского Союза, остальные награждены орденами Отечественной войны. Это был не единственный случай - более 500 наземных таранов совершили в войну лётчики сбитых горящих самолётов. Точную цифру назвать нельзя, так как поисковики, находящие фрагменты самолётов, выясняющие подробности в архивах и у ещё живых очевидцев, постепенно открывают новые факты, новые героические страницы тех времён. И первым экипаж бомбардировщика тоже не был: 23 (по иным данным - 22) июня 1941-го объятую пламенем крылатую машину направил на танковую колонну фашистов 27-летний Пётр Степанович Чиркин, командир звена 62-го штурмового авиаполка. Спустя сутки горящий самолёт на вражескую переправу направил экипаж командира звена 33-го скоростного бомбардировочного полка Григория Храпаря. 25 июня - фашистские танки таранил Александр Николаевич (Иванович) Авдеев, командир эскадрильи 43-го бомбардировочного авиаполка. Одни из тех, кто приближал Великую Победу. «Крымская правда», «Красный Крым», не прекращавший выходить в годы Великой Отечественной, продолжает отсчёт дней до 75-летия Победы. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы вспомним события, имена, подвиги. Ждём ваши письма.

Об «огненном таране», совершённом 15 апреля 1944-го на мысе Херсонес, в боях за Севастополь, рассказал Вартан Григорян, журналист, краевед, председатель комиссии по военно-патриотическому воспитанию Региональной армянской национально-культурной автономии республики, автор книги «Великая Отечественная война. Армяне в боях за Крым».
- В Книге памяти города-героя Севастополя заинтересовала неполная информация о лётчиках. Указана фамилия «Миносян, погиб в 1944-м на мысе Херсонес, направив свой самолёт на стоянку немецких самолётов». Рядом другая запись: «младший лейтенант Миносян А. А., погиб 15 апреля 1944 года». Затем ещё запись: «Тараян, воздушный стрелок, погиб в районе мыса Херсонес в 1944 году». Благодаря базам данных «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», созданным по документам Центрального архива Министерства обороны России, удалось уточнить, что первые две записи об одном и том же человеке. Аршавир (в некоторых документах - Ардавир) Аракелович Миносян, коммунист с 1942-го, младший лейтенант лётчик 3-й авиа­эскадрильи 232-го штурмового авиаполка 289-й штурмовой авиадивизии 7-го Гвардейского штурмового авиационного Севастопольского корпуса. Он родился в 1922-м, в селе Гулиста (Сухуми, Абхазская АССР) его ждала мама Байдзар Каракосовна. «Не вернулся с боевого задания 15 апреля 1944-го из района Севастополя».
Кстати, в тот день, судя по Донесению о безвозвратных потерях, не вернулись с этого задания экипажи ещё трёх самолётов полка. Павла Яковлевича Бажанова, 1919 года рождения, которого в Ворошиловграде (Луганске) ждала мама Анна Семёновна Бабченко. Петра Николаевича Белякова, 1922 года рождения, в Тамбовской области ждал отец Николай Иванович. Фёдора Трофимовича Чухарева, 1924 года рождения, в «Сталин. обл.» - Сталинградской (Волгоградской) или Сталинской (Донецкой) ждала мама Анна Ивановна Дуракова.
- Есть данные и о наградах Аршавира Аракеловича, - продолжает читатель. -
В августе 1943-го награждён орденом Красной Звезды, в октябре того же года - орденом Красного Знамени. В марте
1944-го - орденом Отечественной войны II степени.
В наградных документах указано, что «в Красной Армии он с 1941-го», а вот «на фронте Отечественной войны с апреля 1943 года, за это время (к моменту представления к ордену Отечественной войны. - Ред.) совершил 89 боевых вылетов». Нестыковку в годах службы удалось выяснить - в Сухуми живут родные лётчика - но об этом позже.
- О «воздушном стрелке Тараяне», указанном в Книге памяти города-героя, тоже удалось найти данные, - говорит Вартан Григорян. - На самом деле он - Таман (в некоторых документах - Гаман, Телемак) Акопович Тарасян. Коммунист с 1943 года, старший сержант, воздушный стрелок 232-го штурмового авиаполка родился в 1915 (1916) году. В Тбилиси его, «не вернувшегося 15 апреля 1944-го с боевого задания в районе Севастополя», ждала жена Елена Давидовна (фамилия - неразборчива).
Есть в том донесении и данные о других воздушных стрелках, не вернувшихся с задания 15 апреля 1944-го: возможно, из экипажей уже указанных нами офицеров. Павла Егоровича Петрова, 1925 года рождения, в Новосибирской области ждала мама Анна Ильинична.
В той же области мама Мария Александровна ждала Николая Соломоновича Тарасова, 1923 года рождения. В Саратовской области отец Яков Климентьевич ждал Григория Яколевича Козлова, 1924 года рождения.
- Сохранились наградные документы Тамана Тарасяна: к медалям «За оборону Сталинграда», «За отвагу», ордену Отечественной войны II степени, - рассказывает краевед. -
В последних указано, что летал он в экипаже с Аршавиром Миносяном на штурмовике Ил-2 и к моменту представления к награде совершил 81 боевой вылет.
На сайте проекта «Жди меня» телекомпании ВИД, удалось найти фотографии Аршавира Миносяна. О нём рассказала племянница Рузана Аршаковна Оганян. «Когда началась война, он учился в Краснодарском авиационном училище. 10 марта 1942-го оно было эвакуировано в Саратовскую область, с 5 апреля
1943-го в действующей армии». В семье хранят память о дяде, зная, что «в апреле 1944-го при освобождении Керчи он не вернулся с боевого вылета». Увы, пока не удалось связаться с родными героя, чтобы уточнить, что погиб он, вместе с другом Таманом Тарасяном, при освобождении Севастополя, выяснить у родных, с кем рядом на фотокарточках с фронта лётчик «огненного тарана». Давайте вспомним о них, земляки! Ждём ваши письма, фотографии своих героев Великой Отечественной. До Победы, до её 75-летнего юбилея, осталось 50 дней.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из открытых источников.