«Чуть седой, как серебряный тополь»

5 Март 2020 540

«Чуть седой, как серебряный тополь»,/ Он стоит, принимая парад./ Сколько стоил ему Севастополь?/ Сколько стоил ему Сталинград? <>И в боях за Отчизну суровых/ Шли бесстрашно на смерть за него,/ За его справедливое слово,/ За великую правду его./ Как высоко вознёс он Державу,/ Мощь советских народов-друзей./ И какую великую славу/ Создал он для Отчизны своей». Эти строки написал Александр Николаевич Вертинский, со дня рождения которого 9 марта исполнится 131 год. Поэт рано потерял родителей, в его жизни была Первая мировая, ушёл добровольцем в санитарный поезд, сделав около 35 тысяч перевязок, получил ранение. В нояб­ре 1920-го из Севастополя вместе с остатками Белой армии переправился в Константинополь, позже называя поводом для эмиграции «страсть к приключениям». Европа, Америка, Китай и с середины тридцатых прошлого века просьбы разрешить вернуться на Родину. Удалось только в ноябре 1943-го, после письма наркому иностранных дел Вячеславу Молотову: «Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь - самое ужасное». Потом фронтовые концерты, патриотические песни. В 1945-м написал песню «Он» о Верховном Главнокомандующем Иосифе Виссарионовиче Сталине (Джугашвили), сегодня - 67 лет со дня его смерти. К чести поэта в 1956-м, после XX съезда партии и развенчания «культа личности» от своего стихотворения не отказался. Один из тех, кто приближал Великую Победу. «Крымская правда», «Красный Крым», не прекращавший выходить в годы Великой Отечественной, продолжает отсчёт дней до 75-летия Победы. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы вспомним события, имена, подвиги. Ждём письма.

«Подлинно великий человек, отец своей страны, победоносный защитник во время войны». «России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе оказался такой жёсткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времён. Человек неисчерпаемо смелый, прямой в действиях, хладнокровно мудрый». Так премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль говорил об Иосифе Сталине, ставшем в конце июня
1941-го председателем созданного Госкомитета обороны. Потом было обращение вождя к советскому народу: «Товарищи, граждане, братья и сёстры, бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!». И назначение Иосифа Виссарионовича наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. Примечательно, что, имея все возможности уберечь от фронта родных, рано оставшихся без матерей, сынов, уже в первый день войны
Иосиф Сталин напутствовал старшего Якова - «иди и сражайся». 18 марта - 113 лет со дня рождения Якова Джугашвили, в сражениях за Белорусскую ССР он командовал артиллерийской батареей, в июле при выходе из окружения попал в плен (хотя по иной версии погиб тогда). После Сталинградской битвы фашисты предлагали обменять старшего лейтенанта Джугашвили на фельдмаршала Паулюса, на что Иосиф Сталин ответил: «Нет, на войне как на войне», хотя прекрасно понимал, что сына расстреляют. Это произошло 14 апреля 1943-го в концлагере Заксенхаузен, когда с криком «Стреляй!», офицер бросился на колючую проволоку. В 1945-м Иосифу Сталину доставили показания сокамерников сына, коменданта лагеря и охранников, свидетельствовавшие о том, что Яков Джугашвили в плену вёл себя достойно, Родину не предал. Младший сын, лётчик Василий Сталин, 24 марта исполнится 99 лет со дня его рождения, а 19 марта - 58 лет со дня смерти, также рвался на фронт. Он окончил наше Качинское авиаучилище, воевал на Сталинградском, Северо-Западном, 1-м Прибалтийском, 1-м Белорусском. Был ранен, совершил 26 боевых вылетов, лично сбив 2, в группе - 3 самолёта противника.
То, что сыновья вождя, как и все, сражаются за Родину, очень воодушевляло тогда бойцов. Об этом не раз говорили знакомые крымские фронтовики, а ещё для солдат «было очень важно, что Сталин не уехал из Москвы в эвакуацию, как всё правительство. Всего лишь в нескольких десятках километров от передовой находился». «Мы шли в бой за Сталина и за Родину. Иосиф Сталин для нас во время вой­ны был одним из ведущих символов государства. Я сам несколько раз в бою кричал: «За Сталина! За Родину!». Если бы не он, мы бы вряд ли такую войну выиграли, он много для страны сделал», - вспоминал Аркадий Арсентьевич Захаров. Мария Павловна Кравченко тоже вспоминала, что не раз в бою кричала «За Родину! За Сталина!»: «Уважение к нему было высочайшее, доверительное отношение, и шло оно из внутреннего духа, воспитания и миропонимания». Екатерина Васильевна Селищева вспоминала, что «Сталин и партия - это было то, чем жил народ, чем жил солдат, и его надежда на Победу». Для Ии Николаевны Тарбинской, до войны учившейся на одном курсе университета с дочерью Сталина Светланой, было также «очень ценно, что Иосиф Виссарионович не покинул Москву, что его сыновья не отсиживались в тылу. Без его мудрых дальновидных патрио­тических решений мы бы не одолели врага, которому вся Европа тогда покорилась.
Я, как и все мои однополчане, очень уважала вождя, настоящего патриота страны».
А ещё были десять наступательных операций 1944-го, позволившие не только освободить всю оккупированную фашистами территорию Советского Союза, но и выйти к границам Европы, освобождать её от гитлеровцев, разгромить «врага в его логове». В народе эти победные бои, отдавая дань уважения и ценя заслуги Верховного Главно­командующего Красной Армией, стали называть «Сталинскими». Давайте вспомним о них, земляки, ждём ваши рассказы, фотографии своих героев Великой Отечественной. До Победы, до её 75-летнего юбилея, осталось 65 дней.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.