Сергей Рост: Счастье актёра - «купаться» в роли

15 Февраль 2020 687

На Ялтинском международном кинофестивале «Евразийский мост» Сергей признался, что самое интересное для него - общение со зрителями. И юными, и взрослыми, проявившими интерес к его скромной, как он выразился, персоне, что важно для творческого человека.

- Сергей, а какой вопрос чаще всего задают на встречах зрители?
- Интересуются, как в семье, далёкой от сцены и кино, вырос артист.
- И что на это отвечаете?
- Что, скорее всего, природа наградила таким даром. В детстве многих тяготит, когда их ставят на стул и просят что-то прочитать или спеть, кого-то изобразить. А для меня это было радостью и удовольствием. В пять лет читал монологи, подражая Аркадию Райкину. Стишата даже писал. В хоре пел. Всё это потом пригодилось в профессии. В четвёртом классе самостоятельно поставил спектакль по сказке «Белоснежка и семь гномов». После оглушительного успеха поверил в свои способности и навсегда «отравился» сценой.
А в трудные для театра времена в мою жизнь вошли радио, кино и телевидение.
- Что привело на «Евразийский мост»?
- Мой любимый режиссёр Анна Пармас попросила представить фильм открытия фестиваля «Давай разведёмся» с Анной Михалковой в главной роли. Я с радостью согласился: принять участие в таком замечательном фестивале - большая честь.
- На «Евразийском мосту» вы впервые, но Крым для вас - «открытая книга»?
- Да, и довольно давно.
Я здесь много раз снимался. Была очень интересная работа в четырёхсерийной комедии Алёны Райнер «Поворот наоборот» с Николаем Басковым в главной роли. В ремейке классической советской комедии «Королева бензоколонки» режиссёра Александра Кириенко. Всем знакомый сюжет почти не изменился, лишь осовременился, наполнившись реалиями, характерными для начала нового века. Появилась компьютерная анимация, внезапные перевоплощения персонажей и их перемещение в пространстве и времени, оживило сюжет участие популярных музыкальных групп «Ляпис Трубецкой» и «Грин Грей».
А ещё я регулярно приезжаю на артековский кинофестиваль «Алые паруса». Люблю там проводить мастер-классы и снимать с ребятами кино. Приятно и с коллегами пообщаться в непринуждённой обстановке, в творческой атмосфере.
- С театральными работами тоже приезжали?
- Да, с Татьяной Васильевой показывали у вас спектакль  «Невеста из ломбарда».
- В какой картине предстоит вас увидеть?
- В многосерийном фильме о кумире эстрады первой половины XX века Александре Вертинском, прославившемся исполнением песен на собственные и стихи поэтов Серебряного века. Картина снимается к 130-летию знаменитости по заказу Первого канала в одном из самых интересных жанров киноискусства - биографическом, когда в основу сценария художественного фильма положена история жизни реального известного человека. Байопики популярны во всём мире.
- Кто взялся за столь непростое дело?
- Режиссёр Авдотья Смирнова, которая вместе с Анной Пармас написала сценарий. Действие картины охватывает не одно десятилетие, в том числе и те 20 лет, которые Александр Николаевич провёл в эмиграции: во Франции, Германии, США, Китае, а в 1943 году вернулся в Москву. Это первый игровой фильм о судьбе легендарного шансонье. Взят большой временной период - от 17 года до 50-х. Рассказать о личности неоднозначной и фантасмагорической непросто. Артист свою жизнь правдиво никому не раскрывал. Он её «загримировал».
Я ещё задолго до съёмок, когда не знал, что это пригодится, прочитал автобиографическую книгу Вертинского «Дорогой длинною» и воспоминания о нём. Понял, что он создал о себе легенды, которые другие поддерживали. Многое - плод воображения артиста и его друзей. Поэтому надо к этому очень осторожно относиться и не искать некую правду-правдочку. Всё равно полной правды не будет. А будет то, как его себе люди представляли и представляют: романтичным, смелым, влюблявшим в себя самых красивых женщин Европы и Америки, знакомым со всеми знаменитостями того времени. В фильме будет много неожиданных поворотов. Выйти сериал должен в следующем году.
- Кому режиссёр доверила роль «русского Пьеро»?
- Молодому талантливому артисту Алексею Филимонову. Думаю, это будет его звёздная роль, после которой он проснётся знаменитым. Хотя и сейчас он известен любителям кино по ярким ролям Майорчика в картине «Жизнь и приключения Мишки Япончика», Санька в «Кислороде», Егора Комарова в ленте «Ещё один год».
- А в чьём образе вас увидим?
- Импресарио Вертинского господина Соломатина. Ждал этой роли пять лет - столько пролежал сценарий в ожидании финансирования. Анна и Авдотья мне сразу сказали: «Хорошую роль для тебя написали. Жди». Вот и дождался.
- Сниматься интересно?
- По-другому и не может быть, когда имеешь дело с Авдотьей Андреевной. Она всегда собирает лучшую съёмочную группу, в которой нет случайных людей. Все они так скрупулёзно делают своё дело, что получается всё без намёка на халтурность, свойственную нашему кинематографу последних лет. Так было и на съёмках фильма «История одного назначения», где я играю директора цирка. Она умеет организовать пространство, проработать всё до нюансов даже в массовке.
- Кто из известных актёров в вашей компании?
- Паулина Андреева играет одну из самых прекрасных и загадочных русских актрис Веру Холодную, «мадонну из мрамора», «капризную девочку», «красную королеву», которой поэты Серебряного века посвящали романсы. За ней всегда следовала толпа поклонников, среди которых был и начинающий поэт Александр Вертинский. Он посвятил своей музе песни «Лиловый негр», «Маленький креольчик», «За кулисами», и самую знаменитую и одиозную «Ваши пальцы пахнут ладаном».
- Первую свою роль помните? Какие считаете наиболее удачными?
- Впервые появился на экране в первом и последнем фильме телеведущего Александра Невзорова «Чистилище». Играл водителя танка. Считаю, что с художественной точки зрения картина слабовата. Сценарий был написан по настоящим событиям, после документального репортажа очень сильного, который я смотрел и плакал. А в художественный фильм перевести его не получилось. О своих ролях говорить сложно. Мне нравятся многие. Скажем, адвоката в сериале «Лондонград».
- Что бы вы сами хотели снять?
- Давно ношусь с идеей возродить популярный в советские времена сатирический киножурнал «Фитиль». Мне близок и интересен этот жанр. А сколько нынче тем, которые можно показать гротесково, смешно!
- У кого из режиссёров, кроме Авдотьи Смирновой и Анны Пармас, хотели бы сняться?
- У Жоры Крыжовникова, телесериал которого «Звоните ДиКаприо!» просто потряс.
В его фильмах слышу отголоски того, что мне близко. У Люка Бессона. У Василия Шукшина и у Федерико Феллини, если бы они были живы.
- Что вам не нравится в современном отечественном кинематографе?
- Халтурность и обилие фильмов «про инопланетян», как я их называю, - типа «Любовь-морковь»: о несуществующих людях, надуманных проблемах, о чувствах, которые не волнуют, с топорным юмором. Чего не было у Шукшина, в ранних картинах Рязанова, Михалкова. Сейчас много фильмов, наполненных враньём. Про милиционеров, про войну. Смотреть подделку - унижение человеческого достоинства. Тратить время надо на соответствующее твоему интеллекту. Придуманная жизнь никому не интересна.

Досье

Актёр, сценарист, теле- и радиоведущий, театральный режиссёр Сергей Анатольевич Рост родился
3 марта 1965 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский театральный институт по специальности «теат­ральный режиссёр». Работал с Дмитрием Нагиевым на радио «Модерн». Широкую популярность ему принёс юмористический сериал «Осторожно, модерн!», в котором он не только исполнял мужские и женские роли, но и в содружестве с Анной Пармас написал более 300 сценариев. С 2005 года живёт в Москве. Работал ведущим и конферансье на телевидении, в дирекции художественных, развлекательных и просветительских программ Первого канала, как ведущий, артист и сценарист - в проекте «Большая премьера».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.