Перемены, которых вы ждали

22 Январь 2020 635
Владимир Константинов на встрече с журналистами.
Владимир Константинов на встрече с журналистами.

(Окончание)

- Исторически всегда в России присутствовал образ «сильного царя». А это ведь поворот совсем в другую сторону, как же быть с нашей ментальностью?

- Может быть, вы пока не до конца поняли суть изменений: сильная президентская власть остаётся. У главы государства остаётся достаточный объём полномочий, чтобы при необходимости вмешаться в любую ситуацию. Но нельзя всё и всегда валить на одного человека. Если уж вспоминать историю, то и цари так не делали. Президент и так работает 24 часа в сутки. Но власть - это всегда команда. И когда вот сейчас на наших глазах формируется сильная команда управления, это здорово.
Могу сослаться на свой управленческий опыт. Напомню: я сам руководителем стал в 1988 году - был избран демократическим путём. С тех пор прошёл большой управленческий путь и на своём опыте знаю, что в одиночку горы не свернёшь. Каждый раз организация работы у меня начиналась с делегирования части полномочий. Нужно вовлекать людей, давать возможность работать и нести ответственность за результат своей работы. Так что, я считаю, что президент поступил очень правильно.

- Перед крымским парламентом изменения структуры власти ставят какие-то новые задачи?

- Конечно. И перед партией встанут дополнительные вызовы. Начинается политическое состязание совершенно иного уровня, чем раньше. Сам термин «власть» приобретает другое значение. Раньше власть была очень жёстко структурирована по вертикали. Теперь на уровне Думы появляется такой серьёзный «разрыв»: партии власти теперь нужно каждый раз доказывать и подтверждать своё право на лидерство.
А это в свою очередь требует совершенно других подходов и к структуре, и к уровню партийной дисциплины. Мы к этому готовы, Генсовет «Единой России» уже предлагает новую конструкцию политической жизни партии. Что касается крымского парламента, то за истекший период к нам не было никаких претензий и вопросов. Мы со своей законодательной работой справились. И справимся с любой задачей, которая будет делегирована на региональный уровень. Премьер-министр представит свою программу, в которой наверняка будет запрос на изменение законодательства - как федерального, так и регионального, и мы этот запрос выполним.
Конечно, тут ещё многое нам неизвестно. Какова теперь будет структура взаимоотношений между правительством и регионами, чем она будет отличаться от прежней? Как это всё будет работать на практике? Вопросов много.

- Согласно тем изменениям в Конституцию, которые инициировал президент, жители полу­острова не смогут баллотироваться на пост главы государства, потому что требуется не менее 25 лет прожить на территории РФ…

- Я обратил на это внимание. Хотя, возможно, у нас и нет кандидата на пост президента, но право такое у крымчан, безусловно, должно быть. Конституционная комиссия, которая будет работать над текстом поправок в Основной Закон, этот фактор учтёт. Коррективы, защищающие права крымчан, обязательно должны быть внесены. И Госсовет республики будет выступать с этой инициативой.

- Впервые провозглашён приоритет национального права над международным. Что это значит для нас?

- Америка давно так живёт. Посмотрите: они арестовывают людей на территории любого государства, где только могут физически поймать, на основании своих внутренних законов. Вот так они живут! И им наплевать на международное право.
А у нас - формула приоритета российского законодательства над международным только в случае конфликта. То есть если требование каких-либо международных нормативных актов вступает в противоречие с Конституцией и законами России, каким-то образом ущемляет наши права, то следует руководствоваться нормами отечественного законодательства. В случае же, когда таких противоречий нет, мы международные акты признаём. А по чужим законам жить не обязаны. Это совершенно логично: мы - не члены Евросоюза, мало того, они агрессивны по отношению к нам, переписывают историю, скатываясь в откровенную русофобию уже за гранью здравого смысла. Так с какой же стати нам копировать и внедрять у себя их нормативную базу? Они для нас - не авторитет. У нас свой путь.

- У Крыма есть специфические особенности, характерные только для нашего региона. Много застарелых проблем, оставшихся от Украины. Вы будете инициировать какие-либо изменения в федеральное законодательство, исходя из того, что президент сказал о борьбе с бедностью, развитии медицины и защите бизнеса?

- Да, у нас остро стоит проблема здравоохранения. Каких-то законодательных ограничений в этой сфере мы сейчас в Крыму не чувствуем.
О чём в первую очередь говорил президент? Об отсутствии надлежащей материально-технической базы. У нас ФАПы не оборудованы, их не хватает. Тут не законы нужно принимать, а работать. Нам нужно пройти этот путь. По сравнению с другими субъектами Федерации, мы пока ещё инфраструктурно отсталый регион.

- В Послании президента прозвучала ещё норма инвестиций, а мы, как известно, под санкциями. Будут ли учтены особенности Крыма?

- Несмотря на санкции, зная тот объём инвестиций, который идёт в другие регионы, могу сказать, что нам жаловаться грех. Другое дело, что мы бы имели в разы больше. Но нельзя сказать, что мы не можем развиваться под санкциями. Можем! Просто пять лет - это очень короткий срок, для полноценной интеграции нам нужно больше.
Необходимо восстановить всю инфраструктуру. Есть уже развёрнутая стратегия, и она должна быть завершена. Все силы сейчас должны быть брошены на это. Построить дороги, школы, детские сады - чтобы выйти в разряд как минимум средних регионов России. А лучше - передовых. И дальше, конечно, придётся решать оставшиеся проблемы. В том числе банковских услуг. По инвестиционному климату у нас уже сейчас есть предложения, и мы готовы вступить в серьёзную дискуссию, когда она будет предложена. У нас наработан неплохой опыт, мы знаем по украинскому опыту, что тормозило развитие предпринимательства. Я с большой радостью услышал от премьер-министра, что он это ставит себе в приоритет. И это очень правильно! То, что он собирается предпринять, как раз и высвободит колоссальную инициативу на местах. Помните, как Горбачёв в своё время произнёс всего одно предложение - «разрешено всё, что не запрещено законом» - и как будто плотину прорвало. Настоящая лавина хлынула на задушенный дефицитом рынок, насыщая его самым необходимым, и позволила страну спасти от полного упадка. Сейчас ситуация похожа. В обществе созрел очень серьёзный запрос, но на пути стоит «шлагбаум». Я часто встречаюсь с предпринимателями, сам всю свою сознательную жизнь занимался предпринимательством и хорошо понимаю, в чём дело. Новое поколение молодёжи не хочет открывать собственный бизнес, потому что риски непомерны, кредиты под 10% получить - невероятная удача, а максимальная рентабельность бизнеса сегодня не выше 12%. Никто не хочет рисковать своим имуществом, семьёй, свободой, в конце концов. А потенциал-то огромен! Нужно его только грамотно высвободить. Поэтому я горячо приветствую намерение премьер-министра начать именно с этого. Сразу всё найдётся.
И деньги найдутся - было б кому их давать.

Николай ФИЛИППОВ.