Герой из Ахалциха

7 Декабрь 2019 894
Азат Григорян.
Азат Григорян.

Он, армянин из рода Григорян, родился в Ахалцихе, древнем небольшом городке на юге тогдашней Грузинской ССР. Почти полвека назад стал крымчанином - приехал в Симферополь служить в 32-й армейский корпус, замначальника политотдела. Впрочем, нет, в Симферополь он вошёл 75 лет назад 18-летним пареньком, сделавшим всё, чтобы тогда, весной 1944-го, Крым был освобождён от фашистов. Вошёл на костылях, вместе с медсанбатом - под Джанкоем, где он, сапёр, расчищал путь нашим передовым отрядам и получил осколочное ранение. Но, как сам признаётся, о боли тогда не думал - просто был счастлив, что Крым, такой же солнечный и цветущий, как его малая Родина, вновь стал советским, свободным. Накануне другу «Крымской правды», ветерану Великой Отечественной, полковнику в отставке Азату Артёмовичу Григоряну исполнилось 94 года.

Мужчина точно знает, что такое счастье: «Просто любить Родину, близких, друзей. Жить так, чтобы сделанное тобой было светлым и добрым, радовало окружающих. Не унывать, какие бы трудности ни случались. Гореть, жить ради других, ради того, чтобы согревать их своим теплом и любовью».
И книгу свою, что написал два года назад, о людях, о добре и зле, о созидании и мужестве, так и назвал «Пламя моей жизни».
- Я счастливый, - говорит Азат Артёмович. - Да, в жизни было немало потерь, боли, грусти, но всё равно счастливый. Ведь меня окружали и окружают добрые люди, вот есть помощница замечательная Лусине. И в самую страшную войну XX века выжил, смог внести скромный вклад в общую Победу. Крыму, ставшему для меня родным, помог обрести свободу от фашистов. Любовь единственную нашёл, Верочку, Веру Константиновну (к сожалению, её уже нет рядом, но у её портрета в доме фронтовика всегда цветы. - Ред.). Дочь Тамара и сын Сергей выросли, внуки, правнуки. И музыка, поэзия меня окружают. Знаете, маме с фронта часто писал строчками Сергея Есенина, заверяя её, «что ни такой уж глупый я мальчишка, чтоб, тебя не видя, умереть». А теперь вот Расула Гамзатова перечитываю: «Всем сущим поколениям ровесник,/ Поняв давно, что годы - не беда,/ Я буду юн, пока слагаю песни,/ Забыв про возраст раз и навсегда». Это правильно, годы они ведь просто цифры, из которых складывается жизнь, а вот чем она наполнена, зависит от нас. Надо стараться, чтобы только добром для всех наполнялись, заботой, вниманием, любовью, искренностью. Чем больше ты отдаёшь другим, тем богаче становишься сам.
Так жить, относиться к людям его научили родители. Доброте и честности - мама Мария Арутюновна. Она родилась на 30 лет раньше и 5 дней позже сынишки, наречённого Азатом - в переводе с армянского «Свобода». Наш герой и теперь вспоминает о маме с огромной теплотой и нежностью. Её любовь, мудрые уроки, песни под аккомпанемент мандолины. И вновь смахивает слезу, когда рассказывает, что всего три месяца не дожила до его возвращения с фронта, а он не знал, торопился увидеть… Отец, Артём Карапетович, научил быть мужественным - он тоже прошёл войну, Первую Мировую, был тяжело ранен во время Брусиловского прорыва. А ещё, вспоминая папины рассказы, как тот служил в 1911-м в музыкальном взводе имперской армии, Азат Артёмович научился играть на трубе и в передышках между боями Великой Отечественной играл в оркестре бригады.
Впрочем, те передышки были редкие - с лета 1943-го, когда 17-летнего парня призвали в армию, наши войска активно наступали, громя фашистов. Миус-фронт, бои за Донбасс, боль от потери друзей. Он и сейчас помнит их: «Косареву осколок попал в позвоночник, однокласснику Габриелю Григоряну снёс часть кожи с лица, а Мамеду Таирову два осколка в живот попали, ротный Панкратов под Волновахой остался, Орехов в Запорожской области, Отари Дидимамишвили в Белоруссии, а сколько ребят-сапёров погибло в Будапеште и Вене, когда совсем немного оставалось до Победы… И брат старший Левон погиб, 30 декабря 1941-го защищая Москву, а младшего, 3-месячного Марлена, я с отцом ещё в 8 лет похоронил под цветущим шиповником… Это всё боль, которая не покидает, память». В памяти фронтовика и то, как готовились к освобождению Крыма: он служил тогда в 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригаде 4-го Украинского фронта. Неоднократно форсировали Сиваш, перетаскивая в ледяной воде миномёты, орудия и боеприпасы, а 10 ноября 1943-го начали строить свайный мост.
- Рельсы брали от ближней узкоколейки, - продолжает фронтовик. - Начальником строительства был комбриг Пётр Павлов, проекты подготовили офицеры Симоновский и Белявский. Работали по шею в воде, что была не больше 10 градусов, ведь настил моста должен был быть чуть ниже её уровня, дабы фашисты не рассмотрели. Ох, как они тогда бомбили нас, обстреливали. Сколько ребят погибло… Но построили - в конце ноября по мосту пошли наши танки. Теперь там памятник погибшим и моим 47 боевым товарищам тоже.
Потом удерживали плацдарм, до конца марта 1944-го, готовились к наступлению. Получили приказ днём 27 марта разминировать наш передний край, а ночью подготовить в немецком проволочном заграждении проходы для наших танков. Накануне ночью снег выпал, мороз ударил - многие в окопах просто замёрзли, увы. Но те, кто выжил, разгребали завалы, всё же готовились к наступлению, приказ выполнить смогли только 6 апреля. А через два дня началась Крымская наступательная операция.
После освобождения полуострова - спасать от фашистов Европу. 9 мая 1945-го наш герой встретил в австрийском Виннер-Нойштадте, салютовал в честь Победы из ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина. - Ред.). А потом получил самую дорогую солдатскую награду - медаль «За отвагу». «Участвуя в боях, показал себя смелым, инициативным, находчивым бойцом, - читаем в наградном листе. - В боях по прорыву обороны немцев на реке Днестр лично проделал 3 прохода в проволочном заборе противника и снял 156 противотанковых мин. В боях за город Будапешт участвовал в штурме укреплённых домов, при этом уничтожил огневую точку и 17 солдат противника».
За годы, отданные Вооружённым силам (после окончания с отличием Горьковского военно-политического училища служил в Калининградской области, в Германии, в Прибалтике, в Николаевской области, Крыму), Азата Артёмовича почти три десятка медалей и 5 орденов, в том числе Красной Звезды. Выйдя в 1981-м в отставку, ещё много лет работал заведующим отделом бытового обслуживания в Симферопольском горисполкоме. И вновь защищал полуостров уже от неофашистов. В «Крымскую весну» рвался в народное ополчение, но из-за почтенного возраста не записали, тогда
на всех митингах выступал, разъяснял, что «многонациональный Крым пуповиной связан с многонациональной Россией».
- И я счастлив, что мы вернулись на Родину, - говорит Азат Артёмович. - Значит, не зря всё было. Видите, надо просто очень желать добра, стремиться к лучшему, и всё получится.
Он очень мудрый, гостеприимный, искренний, лёгкий в общении, просто светлый человек - настоящий. Наш герой, защитивший мир, Крым, Симферополь, нас с вами от фашистов. «Крымская правда» поздравляет своего многолетнего подписчика, друга газеты с днём рождения. Многая вам лета, Азат Артёмович!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.